Замена иностранных прав на российские 2025

Иностранные граждане могут управлять транспортным средством в РФ. Однако статистика по аварийности среди иностранных водителей оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что общий уровень аварийности на дорогах за 2021 год падает, ситуация с аварийностью иностранных водителей остается неблагоприятной – в 2021 году по вине иностранных водителей произошло 5062 ДТП, что на 5,7% больше, чем в 2020.

И в данных ДТП погибли 431 человек и были ранены 6709 человек.

Также в пояснительной записке к одному их законопроектов отмечается, что данные аварии чаще всего происходят среди иностранных граждан, которые:

  • являются начинающими водителями со стажем менее 2 лет;
  • работающих в РФ на основании иностранных водительских удостоверений.

Международный опыт показывает, что высокий уровень дорожной безопасности в тех странах, где обмен иностранных водительских прав на внутренние проходит только по результатам экзаменов. Поэтому в России планируется ввести подобные требования.

Работать в России с национальными правами могут только граждане Киргизии и других стран, где русский язык является государственным. Остальным для работы сначала нужно получить российское водительское удостоверение.

Чтобы получить российское водительское удостоверение не обязательно заново учиться в автошколе. Можно получить их на основе своих национальных прав. И процесс замены иностранных прав на российские и действие иностранных прав в России планируется скорректировать.

внж иностранные права

Что ждет иностранных водителей в 2025

В первом чтении Государственной Думы принят проект 140646-8, который предусматривает следующие изменения:

  • законопроект уточнит правила допуска иностранцев к управлению транспортным средством в РФ и процедуру обмена иностранных прав на российские. Сейчас иностранцы, получившие гражданство РФ или вид на жительство в России, часто продолжают водить машины на основе своих иностранных водительских прав. В результате они не проходят медкомиссию тогда, когда ее проходят граждане РФ. Новый законопроект предусматривает прекращение действия иностранных водительских прав на территории РФ спустя 6 месяцев после получения иностранцем вида на жительство или гражданства РФ;
  • также уточнятся условия управления иностранцами транспорта в РФ на основании иностранных водительских удостоверений, которые выданы в странах, с которыми у РФ не заключено международных договоров о безопасности дорожного движения. Использовать иностранные права, выданные в этих странах можно будет только при наличии перевода документа на русский язык, за исключением случаев, когда все записи в правах составлены на русском языке. Но это точно в личных целях. Для работы иностранные водительские права так же не подойдут.
  • уточнят условия взаимозачета разных категорий прав между собой. Так водительское удостоверение «СЕ» будет подтверждать право на управление транспортными средствами категории «BE» и «DE» и подкатегории «С1Е» и «DIE». Это будет возможно при наличии у владельца прав категории «В» или «D» или подкатегории «D1» соответственно и стажа управления не менее двенадцати месяцев.

Управлять своим автомобилем иностранцы могут на основании иностранных прав. Но работать в России, за редким исключением, можно только на основании документа, выданного в России. Для этого иностранные права можно заменить на российские.

Примечание редакции: о том, как обменять права в РФ, читайте в статье «Замена иностранного водительского удостоверения».

Сотруднику в компании, который работает с иностранцами:

  • нужно знать требования по трудоустройству и допуску к работе разных иностранцев в компанию;
  • важно уметь отвечать на вопросы иностранных сотрудников относительно правил пребывания в РФ.

И тому, и другому мы обучаем на наших курсах в «Школе Миграционных Специалистов». Подробнее о доступных курсах читайте на сайте » ШМС».

Повод для обращения в КС

Дмитрий Брашкин в 2013 г., будучи гражданином Республики Казахстан, получил национальное водительское удостоверение этой страны. 17 августа 2017 г. он получил российское гражданство, после чего постоянно проживает в РФ.

25 июня 2019 г. постановлением должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску Дмитрий Брашкин был признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч.

1 ст. 12.7 КоАП, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.

за управление ТС без соответствующего права. Решением судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11 сентября 2019 г.

указанное постановление оставлено без изменения. Суд признал несостоятельными доводы о необоснованном привлечении лица к административной ответственности, указав, что тот управлял транспортным средством, имея водительское удостоверение, выданное в Республике Казахстан. Как отметил суд, ссылаясь на п.

12 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, а также подп. 3 «b» п.

2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, управление в РФ транспортными средствами при наличии действительного иностранного водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории. В вышестоящих судах Дмитрию Брашкину не удалось обжаловать акты по делу об административном правонарушении.

Впоследствии Дмитрий Брашкин обратился в Конституционный Суд. Он указал, что п. 12 ст.

25 Закона о безопасности дорожного движения противоречит Конституции, поскольку не позволяет гражданину РФ, постоянно проживающему на ее территории и имеющему водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, управлять в РФ транспортным средством. При этом он подчеркнул, что в законодательстве отсутствуют сроки обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское.

Суд указал на необходимость скорректировать законодательство

Изучив материалы дела, КС напомнил, что государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять ТС, являющимся источником повышенной опасности. Вместе с тем право участвовать в дорожном движении, управляя ТС, является значимой для людей конкретизацией их конституционных прав свободно передвигаться по территории РФ, свободно владеть и пользоваться своим имуществом.

Суд заметил, что заявитель инициировал рассмотрение вопроса о выдаче российского удостоверения взамен утраченного иностранного после того, как истек срок административного наказания в виде лишения права управления ТС

Суд отметил, что задачами Закона о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, то применяются правила международного договора. При этом КС указал, что Россия является участником Конвенции о дорожном движении в качестве правопреемника СССР, как и Республика Казахстан, властями которой заявителю по данному делу было предоставлено право управления ТС и выдано подтверждающее данное право национальное водительское удостоверение.

В постановлении разъяснено, что положения п. 12 и 13 ст. 25 закона при их буквальном истолковании предполагают право гражданина РФ быть допущенным к участию в дорожном движении в РФ, где он постоянно проживает, в качестве водителя ТС при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного ему в другом государстве – участнике Конвенции о дорожном движении.

Иное установлено только для управления ТС в целях осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ими, – и то с определенными исключениями, уточнил Суд.

В то же время КС отметил, что судебная практика (постановления судей ВС РФ от 27 декабря 2018 г. № 38-АД18-8; от 9 декабря 2020 г. № 31-АД20-6 и др., а также позиция судов в деле Дмитрия Брашкина) исходит из того, что при участии в дорожном движении в РФ управление ТС при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения допустимо лишь для лиц, не проживающих постоянно на ее территории.

Следовательно, согласно такому подходу это право отсутствует у лиц, имеющих названное удостоверение и переехавших на постоянное место жительства в РФ, в том числе в связи с приобретением ими российского гражданства, с момента переезда.

Такой подход, как пояснил КС, основан на том, что в указанном случае, по мнению судов, приоритетному применению подлежит подп. «b» п. 2 ст.

41 Конвенции о дорожном движении, согласно которому водительские удостоверения, выданные одной договаривающейся стороной, должны признаваться на территории другой договаривающейся стороны до момента, когда эта территория становится обычным местом жительства владельца удостоверения. Во взаимосвязи с данным положением Конвенции оспариваемой норме также придается значение, предполагающее необходимость обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское при переезде на постоянное место жительства в РФ, указал Суд.

Конституционный Суд подчеркнул, что ни Конвенция о дорожном движении, ни российское законодательство не устанавливают срок, в течение которого лицу, переехавшему на постоянное место жительства в Россию, нужно для допуска к участию в дорожном движении произвести обмен его иностранного национального водительского удостоверения на российское. «Однако это во всяком случае не может пониматься как означающее невозможность для лица управлять транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения незамедлительно со дня его переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию», – посчитал КС.

Такой срок необходим для беспрепятственного осуществления лицом, переезжающим на постоянное место жительства в РФ, права участвовать в дорожном движении в РФ в качестве водителя ТС на время обмена им иностранного национального водительского удостоверения на российское, разъяснено в постановлении.

Суд указал, что КоАП определяет обязанность соучредителей СМИ вносить сведения об изменении их состава, однако он не предусматривает соответствующего регулирования в части установления достаточного срока для этого

Кроме того, обращаясь к Постановлению от 9 ноября 2021 г. № 47-П, КС отметил, что возложение административной ответственности за правонарушение, выражающееся в неисполнении обязанности по документальному переоформлению (переподтверждению) права на осуществление определенной деятельности, при отсутствии нормативно урегулированного срока ее исполнения не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.

Вместе с тем КС пояснил, что федеральный законодатель вправе ввести регулирование, допускаемое подп. «b» п. 2 ст.

41 Конвенции о дорожном движении. Такое нормативное изменение не противоречит конституционным требованиям к ограничению прав и свобод , если предусматривает разумный срок, в течение которого лицо, имеющее иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в государстве – участнике Конвенции в бытность его гражданином этого государства, может быть допущено на основании данного удостоверения к участию в дорожном движении в РФ с момента приобретения им гражданства РФ и (или) въезда для постоянного проживания в Российскую Федерацию.

Суд подчеркнул, что на введение соответствующего срока в законодательство направлен внесенный Правительством РФ 9 июня 2022 г. в Госдуму законопроект № 140646-8, предусматривающий поправки в ст. 25 и 26 Закона о безопасности дорожного движения.

Данный проект разработан в целях совершенствования организационно-правовых механизмов допуска водителей ТС к участию в дорожном движении.

КС разъяснил, что поправки предусматривают, в частности, что иностранные национальные водительские удостоверения и международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления ТС на территории РФ по истечении одного года с даты получения либо приобретения их владельцем, являющимся (являвшимся) иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо гражданства РФ или по истечении одного года с даты въезда для постоянного проживания в РФ их владельца, являющегося гражданином РФ. По мнению Суда, это дополнительно подтверждает отсутствие в актуальном регулировании норм, позволяющих применять неблагоприятные последствия неосуществления обмена действительного иностранного национального водительского удостоверения на российское в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ.

Таким образом, Конституционный Суд заключил, что в системе действующего регулирования отсутствует прямое нормативное указание на обязанность гражданина РФ обменять в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ его действительное иностранное национальное водительское удостоверение, выданное ему в другом государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, на российское национальное водительское удостоверение. Также отсутствует указание на срок такого обмена. В связи с этим оспариваемая норма не соответствует Конституции, поскольку позволяет применять к такому гражданину неблагоприятные административные последствия ввиду неосуществления такого обмена, в том числе привлекать его к административной ответственности, посчитал Суд.

При этом он установил, что федеральный законодатель вправе внести в действующее регулирование изменения, направленные на установление разумного срока обмена гражданином РФ в связи с его переездом на постоянное место жительства в РФ его действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного в другом государстве, на российское.

КС также постановил, что правоприменительные решения по делу Дмитрия Брашкина подлежат пересмотру.

Adblock
detector