Известно, что понятие гражданского общества является для отечественной правовой науки одним из наиболее трудноопределимых. Как в научной, так и в учебной литературе встречаются различные термины, характеризующие данный феномен. Так, например, В.
Д. Перевалов определял гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. П.
Г. Щекочихин сформулировал следующее определение гражданского общества: «Гражданское общество — это своеобразное социальное пространство, взятые в единстве экономические, политические, социально-культурные и другие коллективы и ассоциации, в рамках которых реализуются индивидуальные и коллективные интересы людей — членов российского общества».
Равноправное существование данных определений позволяет выделить два основных направления в исследовании гражданского общества — изучение соотношения государства и гражданского общества и исследование проблем становления, развития, а также законодательного воплощения институтов гражданского общества. На данных направлениях существует множество сходных моментов и общих проблем; можно даже говорить о том, что проблемы закрепления институтов гражданского общества в значительной мере обусловлены спорными моментами соотношения государства и гражданского общества.
Относительно первого направления исследования нужно отметить, что в науке пока не сложилось единого взгляда на комплекс вопросов, возникающих при рассмотрении взаимоотношений государства и гражданского общества. Объясняется это различными подходами к определению самой сути и предназначения государства. Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства: либеральная и консервативная.
Суть первой заключается в том, что государство рассматривается как гарант жизнедеятельности человека, обеспечивающий возможности его свободы. Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев общества.
В литературе встречается утверждение, что к непременным признакам существования гражданского общества относится невмешательство власти в частную жизнь и одновременно защита ею частной жизни. Такая формулировка видится несколько некорректной и неопределенной. Действительно, столько существует обстоятельств, допускающих либо прямо диктующих необходимость вмешательства государства в частную жизнь; и столько существует объективных причин для устранения от ее защиты…
Проблемным является вопрос о мере защиты (или поддержки) государством частной жизни, соблюдения и гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что зачастую утрачивается баланс между действительной защитой прав и свобод и акциями сугубо благотворительного характера, направленными на защиту прав отдельных категорий граждан, часто в ущерб остальному населению.
Вывод об отрицательной роли излишнего государственного регулирования подтверждает и опыт социал-демократических правительств некоторых «благополучных» стран (Испания, Норвегия, Швеция). Завышенные социальные услуги со стороны государства (разного рода социальные пособия и др.), которые превышали вклад тех или иных социальных групп в развитие общества и для реализации которых государство, по существу, не имело экономических возможностей, а также популистские лозунги приводили к бегству капитала, массовой безработице, социальной напряженности и, как следствие, к поражению социал-демократов на очередных выборах в парламент.
Становление гражданского общества в целом, как и отдельных его институтов, тоже является чрезвычайно обширным и проблемным исследовательским полем, и взгляды на данный процесс также не отличаются многообразием. Любопытный взгляд на эволюцию гражданского общества и его последующую интеграцию содержится в «Русской правде» П. И.
Пестеля: гражданские общества, «будучи устроены и в порядок приведены… получают названия государств»; то есть конечной целью гражданского общества является, в соответствии с такой трактовкой, не противостояние государству, а фактическое растворение в государственноподобном образовании.
Проблемным видится процесс конституционно-правового оформления института политической системы гражданского общества. Казалось бы, принятие закона «О политических партиях» и нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исчерпывающим образом решило эту проблему. Однако у нее существует еще один аспект, и касается он непосредственно гражданского общества.
Данный аспект нужно соотнести с утратой партиями признака публичности, огосударствления партий всероссийского масштаба, имеющих весомую долю представительства в парламенте и превращения мелких, «карманных» партий в олигархически-клановые структуры.
Получается, что партии, создаваемые, по мысли законодателя, как одна из основ гражданского общества, этой своей функции не выполняют. В связи с этим уместно предложить внесение в законодательство (в частности, в ФЗ от 13 июня 2001 года «О политических партиях» и ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») норм, содержащих положения о необходимости проведения в течение определенного срока (до начала периода предвыборной агитации) акций благотворительного характера.
Проблемным является и законодательное оформление такого института гражданского общества, как средства массовой информации. Практически невозможно решить, что лучше: отсутствие всякой цензуры или же определенное ограничение информационных потоков, поскольку критерии ограничения здесь весьма расплывчаты.
Представляется, что освещение данных спорных моментов должно найти отражение в будущих нормативных актах конституционно-правового характера.
Юридические гарантии и их особенности
Юридические гарантии свобод и прав граждан можно разделить на две основные категории:
- Во-первых, это судебные гарантии, которые приято считать приемлемыми. Иными словами, здесь необходимо говорить о том, что существует система судов и судей, которые могут в единоличном порядке устанавливать необходимые нормы и выносить судебные решения.
- Во-вторых, это внесудебные юридические гарантии. Такой тип гарантий обеспечивает надлежащий уровень взаимодействия с судебными и прочими видами государственной и иной деятельности, которая распространена на территории Российской Федерации.
Основные юридические гарантии включают в себе некоторые определенные права, которые не подвергаются изменениям и не могут регулироваться в одностороннем порядке:
- Они имеют правовое закрепление правового и административного статуса российского гражданина.
- Они наделены определенной ответственностью органов системы управления в стране, а также должностными лицами, которые могут быть выявлены в правовом и административном статусе каждого конкретного гражданина.
- Необходимо упоминать и право на судебное и административное обжалование конкретных действий всех должностных лиц и органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Право на возмещение какого – то ущерба. В этом случае говорится об ущербе, которые нанесен в результате совершения незаконных действий должностных лиц, которые нарушили свободы и права граждан страны.
- Прокурорский надзор.
- Надзорная и контрольная функции деятельности всех государственных органов, и некоторых должностных лиц, которые действуют на территории Российской Федерации.
Обращения граждан страны
Юридические гарантии прав и свобод граждан страны обеспечивают необходимое качество жизни в обществе и за его пределами. Если гражданин столкнулся с какими – то незаконными или иными видами правового нарушения, они могут обратиться в соответствующие инстанции, с целью написания документа в письменной форме:
- предложение,
- обращение,
- жалоба,
- заявление,
- индивидуальное обращение,
- коллективное обращение.
Кроме того, могут быть использованы повторные, письменные, устные или анонимные обращения.
Конституционные обязанности
Конституция Российской Федерации определяет ключевую ответственность граждан,которая заключается в определенных конституционных обязанностях. Вот наиглавнейшие из них:
- защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба;
- оплата законно установленных налогов и сборов(при этом не играет роли гражданство,касается всех ,кто проживает на территории России);
- сохранение природы и окружающего мира, обязанность проявлять бережное отношение к природным богатствам;
- родители обязаны нести ответственность о детях их воспитании и содержании;
- обладающие трудоспособностью дети старше восемнадцати лет обязаны заботиться о не обладающими способностью работать родителях.
В канонах Конституции РФ, утверждающих обязательства, синтезированы особо важные требования, в воплощении которых отражается ответственность индивидуальности перед общественностью, страной, долженствующее отношение к государственному и общественному кругу интересов.
Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет основную обязанность для всех субъектов права – исполнять Конституцию РФ и законы государства. В этой статье говорится не только об отказе от недозволенных деяний (собственно следование закону), но и о реализации необходимых действий (исполнение). Также эта содержательная конституционная норма предопределяет более энергичное использование человеком принадлежащих ему прав и свобод.
Конституцией РФ предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность сконцентрирована на том, чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение природы.
К числу обязанностей родителей относится обязанность гарантия получения детьми основного общего образования. Эта обязательство благоприятствует сокращению развития криминогенности и представляет собой устойчивый в общественном отношении мотиватор, потому что в сегодняшнем сложном информационном мире нет места для людей без стартового образования. Хотя стоит принять во внимание что основное общее образование на сегодняшний день незначительная гарантия социальной нужности человека в современных условиях.
Статьей 44 Конституции РФ накладывается имеющая большое значение обязанность обеспечить уход и бережное отношение к своему общеисторическому и культурному достоянию. Всем гражданам эта статья предписывает обязанность оберегать памятники истории и культуры.
Финансовая безопасность страны гарантируется методом исполнения лицами обязанности оплачивать налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Содержание государственного аппарата, армии, социальные выплаты и программы,а также многое другое- – именно на это расходуются эти средства.
Внутригосударственная защита прав и свобод личности
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
- Высшие — Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
- Органы субъектов Российской Федерации — Органы местного самоуправления
- Правоохранительные органы
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие.
Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т.
д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.