Статья 56 земельного кодекса

В Земельном Кодексе РФ в ст. 56 прописано, что понятие «ограничения прав на земельный участок» абсолютно законно и может быть применено к тем или иным участкам. При этом существует строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Так, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства.

Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Основания для наложения ограничений прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

Стать 56 ЗК РФ: ограничение прав на земельный участок

Комментарии к ст. 56 ЗК РФ

1. Земельным законодательством предусмотрено, что граждане и юридические лица могут обладать такими правами на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, и правом аренды. Содержание каждого из этих прав раскрывается в соответствующих статьях гл.

III и IV ЗК РФ. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом, федеральными законами.

То есть в отдельных случаях данные права законом могут быть ограничены. К ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, в том числе, например, ограничение оборотоспособности земельных участков, которое регулируется ст. 27 ЗК РФ.

2. В комментируемой статье под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков. Перечень их, приведенный в п.

2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Некоторые из таких ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами. Следует подчеркнуть, что все, что касается ограничения прав и свобод граждан, составляет в соответствии с Конституцией РФ прерогативу федерального законодательства.

Так, ЗК РФ предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель. Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п.

3 ст. 87 ЗК РФ). В частности, в соответствии со ст.

90 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях установил (ст. 27), что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам земельный участок может быть выделен в собственность, владение, пользование или аренду с условием совершения определенных действий, например освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки. В ЗК РФ норм, регулирующих такие отношения, нет, но они вполне могут содержаться в иных нормативно-правовых актах. Установление упомянутых условий трудно назвать ограничениями в использовании земельных участков в собственном смысле слова, они представляют собой скорее дополнительные обязательства землевладельца, землепользователя, арендатора.

3. Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливаются ограничения прав на землю (из числа предусмотренных федеральными законами) применительно к конкретным земельным участкам.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Эти убытки в соответствии со ст. 57 ЗК РФ подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

4. Примерами ограничений прав на землю, устанавливаемых на определенный срок, являются устанавливаемые в соответствии с подп. 3 п.

2 настоящей статьи условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение определенного срока по согласованному проекту, а также регулируемое следующей статьей ЗК РФ ограничение прав на земельные участки при резервировании земель.

5. Поскольку ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, то ст. 37 ЗК РФ установлено, что покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Данное требование применяется также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

6. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничения (обременения) права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Такое уведомление производят органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

7. Поскольку ограничения прав на землю устанавливаются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, то лицо, чьи права ограничены, в судебном порядке может обжаловать именно решение этих органов. В соответствии со ст.

61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным; убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Что такое ограничение прав на участок

В соответствии с Земельным Кодексом – это ряд ущемлений прав собственника, касаемых прав распоряжения, использования, а в части случаев – владения. Не стоит путать это понятие с обременением. Оно представляет собой определенные обязательства перед другим лицом (физическим или юридическим), некий сервитут.

Вы не можете продать свой ЗУ, потому что он банально частично принадлежит другому субъекту.

Ограничение прав пользования земельным участком же связано с особой зоной, где он расположен. Охрана окружающей среды, редкие подвиды животных или растений, находящихся на территории, намерения администрации или муниципалитета использовать объект для своих нужд.

В связи с этим накладывается неимущественное ограничение, то есть, вы все еще можете реализовать (продать) землю, но ряд других действий запрещен.

Причины ограничений

Факторы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56 и 56.1 ЗК РФ отличаются.

56 статья опирается на 2 аспекта – особая зона и охрана природы. Если первый случай редкий – это расположение военных частей и схожих структур, где вы и не сможете приобрести землю, то второй – более актуальный. Ввиду прилегания к любым заповедным зонам, территория попадает под ограничения. А подобных заповедников в нашей стране – множество.

Статья 56.1 же повествует о зарезервированных землях в пользу администрации или муниципальных властей. Цель – строительство недвижимых объектов, возведение мостов, дорог, создание заповедных зон, культурных памятников и т.д.

Вне зависимости от причин, 5 пункт 56 статьи гласит, что при возникновении подобного правового ущемления, ограничения должны быть зарегистрированы. Поэтому и самому правообладателю следует обратиться в ФНС для регистрации нового статуса. Коды ограничения прав на земельный участок, необходимые для заявления можно получить из Приложения №1 Приказа ФНС от 2022 «О порядке заполнений форм сведений недвижимого имущества».

Кто вводит ОП

Не существует единого органа, ответственного за такое решение. В зависимости от текущих нужд, ввести любые виды правовых стеснений могут различные организации:

  • Местное самоуправление.
  • Федеральные органы власти.
  • Суд в результате решения.

Как снять ОП

Фактически избавиться от такого вида обременения нельзя. Если оно установлено с соблюдением действующего законодательства. И это ключевой аспект, ведь статически более 20% подобных мер принимаются нецелесообразно или с нарушениями закона.

В пункте 7 статьи 56 ЗК РФ указано, что лицо, чьи права были ограничены, имеет право обжалования решения в судебном порядке. И нередко подобный прием действительно приносит результаты и незаконное распоряжение отменяется.

Ограничение права собственника земельного участка временного характера практически не влияет на ликвидность земли. Только если предполагаемый покупатель собирается немедленно использовать территорию для возведения построек. Если же нет, то ОП на пару лет не имеют для него принципиального значения.

Плюс, после снятия правовых стеснений обычно в близлежащей зоне возводится какой-либо культурный или коммерческий объект, позитивно сказывающийся на стоимости самого участка.

Учитывайте, что зарезервированные земли в большинстве случаев выкупаются. То есть, если прямо через приобретенную территорию проходит запланированная 8-полосная магистраль, явно стеснения не временного характера. И закон предусматривает изъятие путем выкупа.

Правда, тут выбора у продавца фактически нет. При отказе территория все равно будет изъята. Цена по сложившемуся обычаю делового оборота находится на отметке средней по рынку для данной местности.

Но рекомендуем перепроверить этот момент самостоятельно или с помощью независимого оценщика.

При прекращении статуса зарезервированных земель в связи с любой причиной, органы государственной или минимальной власти должны составить и направить исполнительный лист в федеральный орган государственной палаты. Вас же, как правообладателя также обязаны известить не позднее, чем за 30 дней с момента инициации процедуры.

Как проверить землю на возможные ограничения

Да, не хотелось бы покупать «кота в мешке», учитывая, что ОП зачастую никак не влияет на право продажи, в отличие от множества иных видов обременений.

Предусмотренные ст 56 ограничения прав на земельный участок вы можете проверить с помощью Росреестра. Это самый простой вариант. Используем либо «Публичную кадастровую карту» либо онлайн справочник на официальном сайте Росреестра.

  • Открываем сервис.
  • Вводим кадастровый номер участка.
  • Выбираем опцию формирования запроса.
  • Переходим во вкладку «Ограничения».

Но уточним, что информация попадает в базу с задержкой в 1-4 месяца. Поэтому возможны неприятные казусы. Избежать их вы сумеете, заказав выписку из ЕГРН.

Через тот же официальный сервис вам потребуется 3 дня. Существует масса аналогов, способных управиться буквально за полчаса, но они платные (как и сам официальный ресурс, но дороже – 500-1000 рублей вместо 250).

И теперь, когда вы знаете, что значит ограничение прав на земельный участок, не спутайте его с обременением от третьих лиц, которые также указываются в выписке.

Adblock
detector