- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность работника
- Кто такой системный администратор
- Где отучиться
- Вступительные экзамены
- Где можно работать
- Заработная плата
- Легко ли освоить профессию?
- Уровень зарплаты
- Плюсы и минусы профессии системный администратор
- Должностные обязанности системного администратора
- Навыки, знания и задачи системного администратора
1.1. Системный администратор относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. На должность системного администратора принимается лицо, имеющее профильное профессиональное образование.
1.3. На должность системный администратор назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Системный администратор должен знать:
— основы локальных сетей и принципы их построения;
— аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
— технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, оргтехники, серверов и персональных компьютеров;
— основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
— основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
— программное обеспечение при работе с базами данных;
— основные операционные системы, методы их установки и настройки;
— основы технического обслуживания и ремонта персонального компьютера;
— английский язык (технический);
— языки системного программирования;
— методы системного программирования;
— основы информационной безопасности;
— способы защиты информации от несанкционированного доступа, умышленного искажения и повреждения;
— правила пользования персональным компьютером и оргтехникой;
— основы трудового законодательства;
— основы психологии и конфликтологии;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила по охране труда, техники безопасности и противопожарной защите.
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
2. Должностные обязанности
На системного администратора возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечение бесперебойной работы локальных сетей [организации, предприятия, учреждения], серверов, сетевых устройств.
2.2. Инсталляция и настройка системного программного обеспечения.
2.3. Осуществление конфигурации программного обеспечения на серверах и рабочих станциях.
2.4. Регистрация пользователей локальной сети и почтового сервера, назначение идентификаторов и паролей.
2.5. Создание и поддержание в актуальном состоянии пользовательских учетных записей.
2.6. Установка прав доступа и контроль за использованием сетевых ресурсов.
2.7. Обеспечение своевременного копирования, архивирования данных.
2.8. Подготовка и сохранение резервных копий данных, их периодическая проверка и уничтожение.
2.9. Техническая и программная поддержка пользователей, консультирование пользователей по вопросам работы в локальной сети и программах.
2.10. Выявление ошибок пользователей и программного обеспечения, их устранение.
2.11. Проведение мероприятий, гарантирующих антивирусную защиту локальной сети, серверов и рабочих станций.
2.12. Внедрение отвечающих современным требованиям средств обеспечения технологической безопасности информационных ресурсов.
2.13. Организация сопровождения договоров со сторонними организациями, предоставляющими услуги по коммуникационному, программному и аппаратному оснащению [организации, предприятия, учреждения].
2.14. Устранение аварийных ситуаций, связанных с повреждением программного обеспечения и баз данных.
2.15. Организация ремонта средств вычислительной техники с привлечением специализированных организаций.
2.16. Осуществление контроля за монтажом оборудования локальной сети специалистами сторонних организаций.
2.17. Выполнение необходимых процедур по защите информации от несанкционированного доступа, умышленного искажения и повреждения.
2.18. Осуществление систематического анализа рынка аппаратных средств и программного обеспечения.
2.19. Подготовка предложений по модернизации, приобретению сетевого оборудования, обновлению программного обеспечения до уровня развития современных информационных технологий, включая приобретение лицензионных программных продуктов.
2.20. Составление отчетов о проделанной работе.
2.21. Выполнение правил трудового распорядка, принятых в [организации, предприятии, учреждении].
3. Права работника
Системный администратор имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам ее деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Принимать участие в совещаниях, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся его работы.
3.4. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность работника
Системный администратор несет ответственность:
4.1. За нарушение функционирования локальной сети, серверов и персональных компьютеров вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
4.2. За информационную безопасность.
4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]
Кто такой системный администратор
Само слово «администратор» уже говорит о том, что это руководящая должность, слово «системный» дает намек на компьютерную сеть – взаимосвязанные устройства, которые совместно используют ресурсы и обмениваются данными. Таким образом, становится понятным значение термина «системный администратор» (в обиходе – сисадмин).
Зоной ответственности специалиста является все компьютерное оборудование предприятия, организации, а также периферийные устройства, программное обеспечение и сетевые подключения. В крупных компаниях эта должность всегда включается в штатное расписание, малый и средний бизнес нередко передает функции данного специалиста на аутсорс. Это экономически выгоднее, поскольку небольшие фирмы часто используют облачные ресурсы и не имеют обширной компьютерной сети.
Где отучиться
Стать хорошим специалистом путем самообучения невозможно. Тем, кто хочет сделать хорошую карьеру в IT-сфере, рекомендуется получить высшее техническое образование со специализацией в управлении информационными системами. Необходимые знания даст обучение в вузе по направлениям:
- «Прикладная математика и информатика»;
- «Системное и интернет-программирование»;
- «Информатика и вычислительная техника»;
- «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и т. п.
Вступительные экзамены
Обучение в университете по направлениям, связанным с информационными технологиями, требует хороших знаний по математике, информатике, физике. Эти предметы и являются основными при поступлении в вуз.
Конкурс абитуриентов проводится по результатам ЕГЭ:
- математика – основной экзамен;
- русский язык;
- информатика и ИКТ либо физика: обычно вузы дают возможность абитуриенту самому выбирать, какой из этих двух предметов сдавать на едином государственном экзамене.
Сегодня профессии, связанные с IT-сферой, востребованы, поэтому конкурс в вузах достаточно высокий, но начать карьеру можно, получив образование в колледже по тому же направлению. Поступление в ссуз проводится на основании конкурса аттестатов, а получив диплом, можно устроиться на работу по профилю либо продолжить обучение в вузе.
Где можно работать
Специалисты по системному администрированию могут работать в крупных корпорациях, в сфере производства, электронной коммерции, медиа- и банковской сферах, одним словом, там, где есть развитая информационная инфраструктура.
У специалистов, которые постоянно занимаются самосовершенствованием, есть отличные перспективы карьерного роста. Все более востребованными становятся DevOps-инженеры — специалисты, совмещающие функции разработчика, сисадмина, тестировщика, специалиста по информационной безопасности.
Можно открыть свой бизнес – предоставлять услуги администрирования на основе аутсорсинга. Такие услуги будут интересны компаниям малого и среднего бизнеса, где экономически невыгодно держать в штате системного администратора.
Заработная плата
Она зависит от профиля, квалификации специалиста, уровня его образования и объема выполняемой работы. Начинающий эникей может получать около 50 000 рублей, а опытный профи – более 100 000. Еще один фактор – географический: в регионах зарплата ниже, чем в столице, однако специалисты IT-сферы относятся к высокооплачиваемым, а стремление подниматься по карьерной лестнице гарантирует и подъем уровня дохода.
Специалисты высокой квалификации в IT-сфере всегда востребованы – биржа труда им не грозит, правда, до уровня профи придется пройти несколько ступеней – от эникея, в обязанности которого входят обслуживание и настройка компьютерного и периферийного оборудования, ПО, до высококвалифицированного профессионала, способного обеспечить надежную информационную безопасность компании.
Легко ли освоить профессию?
Профессию системного администратора освоить непросто т.к. обязательными требованиями к сисадмину чаще всего являются глубокие знания семейства Windows (например, часто офисы используют Active Directory для контроля домена ), свободное ориентирование в настройках железа (wi-fi точки доступа, routers, принтеры и т.п), умение организовать/настроить компьютерную локальную сеть (как физическую так и виртуальную) и прочее.
Иногда компании берут на работу молодых помощников для сисадминов (их еще называют эникейщики или специалисты по всему), которые занимаются мелкими задачами, которые чаще требуют не глубоких технических знаний, а терпения и свободного времени (например поставить программу для бухгалтерии или переустановить Windows). Для того чтобы стать помощником системного администратора не требуется глубоких знаний (часто на нее берут людей с горящими глазами и желанием учиться и минимальными техническими навыками). Эникейщики при должном подходе постепенно обрастают опытом и через год-два могут стать полноправными админами.
Уровень зарплаты
Уровень зарплаты зависит от специализации (специализации могут быть например чистый Windows админ, админа Window/Linux, админ для обслуживания систем виртуализации таких как VMware, универсальные специалисты по всем внутри-офисным задачам), глубины знаний внутри специализации, размеров компании и многого другого. Обычно размер зарплаты системного администратора выше чем у инженера техподдержки или QA инженера (мануальщика), но ниже чем у DevOps или Developers.
Плюсы и минусы профессии системный администратор
- неплохая зарплата
- глубокое уровню понимания как работает современное IT (т.к. вещи с которыми работают сисадмины — от железок до систем виртуализации)
- многозадачность (много мелких дел от большого количества сотрудников)
- часто рутинность задач (например переустановка системы)
Должностные обязанности системного администратора
Обязанности системных администраторов очень обширны и разнообразны. К ним относится:
Обслуживание компьютерной, офисной и оргтехники:
- Ремонт используемой техники
- Обеспечение бесперебойной работы всех ПК и устранение неисправностей
- Помощь штатным сотрудникам, работающим с ПК и офисной техникой, электронной почтой и т.д. в случае, возникновения трудностей
- Обновление и закупка нужной техники и их комплектующих
- Обеспечение нормальной работы используемых операционных систем и набор рабочих программ (ОС Windows, MS Office и т.п.):
- Установка и настройка ПО для корректной работы
- Своевременное обновление необходимого ПО
- Обеспечение информационной безопасности и защиты от хакерских атак и от спама
- Создание резервных копий данных, удаление и их восстановление в случае необходимости
Организация компьютерной сети
- Сетевая настройка
- Настройка сетевого оборудования
- Обеспечение работоспособности
- Обеспечение безопасности сети
- Расширение сети
Работа с учетными записями пользователей
- Создание и удаление учетных записей
- Форматирование/редактирование учетных записей
Навыки, знания и задачи системного администратора
- Знание TCP/IP
- Умение работать с веб-серверами (Apache, Ngninx, IIS)
- Понимание модели OSI
- Знание операционных систем Unix/Linux, Windows
- Навык и опыт работы управления, администрирование баз данных MySQL и MySql Workbench, Oracle и знание их синтаксиса
- Знание архитектуры frontend и backend
- Знание систем контроля и отслеживания: Cacti, Munin, Nagios, Zabbix
- Навык проводить диагностику и анализ проблемных мест
- Умение распознать следствие/причины некорректной работы ПО или техники.
- Анализ сетевого трафика
- Анализ защищенности сетевой инфраструктуры
- Владение инструментарием для тестирования безопасности сети Burp Suite, Metasploit, Nmap и др
- Знание почтовых и файловые служб основных ОС
- Работы с локальной документацией и отчетами о проделанной работе