Новый закон о банкротстве

Содержание
  1. Нововведения в порядке торгов имущества
  2. Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение / понижение) в течение дня.
  3. Нововведения для арбитражных управляющих и СРО
  4. Как будет работать предлагаемая рейтинговая система
  5. Еще один заслуживающий внимания момент, который ждет нас после принятия изменений, — усложнение организации всех необходимых процедур.
  6. Да, радует, что государство это услышало, но, с другой стороны, необходимых изменений «скользких» мест в тексте все еще нет, а дата рассмотрения — все ближе.
  7. Реструктуризация вместо реабилитационных процедур: есть ли смысл?
  8. В чем суть реструктуризац ии?
  9. Кто имеет право разрабатывать и утверждать план реструктуризации?
  10. Будет ли банкротство проще и короче по времени?
  11. Должников и арбитражных управляющих разделят на «классы»
  12. Будет ли реальная польза от нововведений для должников-юридических лиц?
  13. Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?
  14. Сущность нововведения в 2022 году
  15. Структура законопроекта
  16. Необходимые требования к ФЛ
  17. Планка долга банкрота особенности
  18. Подсудность место отправки заявления
  19. Выбор должностного лица для ведения дела
  20. Важные пункты закона
  21. Условия признания банкротом физических лиц в 2022 году
  22. Основные понятия закона
  23. Документы и операции банкротства
  24. Банкротство физических лиц изменения в 2022 году
  25. Сколько обойдется банкротство в 2022
  26. Упрощенное банкротство в 2022 году

Попасть в сложное финансовое положение в современном мире со всеми его экономическими проблемами — задача не из сложных. Неудачное поручительство за должника (бизнесмена или родственника), долларовая ипотека — подобных вариантов немало. Справиться с проблемами помогает отлаженное законодательство о банкротстве.

Но, к сожалению, термин «отлаженное» нельзя применить ни к действующим нормативным актам, ни, тем более, к новым поправкам, о которых и написана эта статья.

Изначально все планировалось для урегулирования деятельности арбитражных управляющих. Действительно, есть темные зоны в вопросе контроля деятельности: кто-то работает добросовестно, кто-то — не очень. Управляющим запрещено заниматься коммерческой деятельностью, но некоторые из них активно рекламируют свои услуги, в том числе и сопутствующие.

Нововведения в порядке торгов имущества

Однако начнем с позитивных изменений.

Сейчас торги по имуществу должника могут длиться до полутора лет. Фактически есть риск, что вместо оперативного решения своего вопроса человек «застрянет» в процедуре на эти год-полтора из-за какого-нибудь старого «Москвича» за 10 000 рублей, который числится на нем и который никому не нужен.

По этому объекту будет точно такая же процедура, как и по чему-то более ликвидному — оформление бумаг, подготовка к торгам, сами торги (только они, согласно закону, могут растянуться до полугода). Сейчас процедура торгов выглядит так: проводятся два этапа с фиксированной ценой, если сделки нет, следующие этапы идут на понижение стоимости лота (имущества).

Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение / понижение) в течение дня.

То есть если раньше длительность сроков была обозначена сугубо «на глаз» и в зависимости от скорости прохождения судебного процесса, то сейчас ее значительно сокращают.

Еще один плюс — возможность реализации имущества банкрота не только с помощью специализированных площадок и прямых продаж имущества через доски объявлений, но и при размещении на маркетплейсах. Больше возможностей по реализации, ускорение процедуры — это однозначно хорошо. Но вот другие изменения положительными назвать никак нельзя.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

  • для первой группы — 100 000 рублей;
  • для второй — 300 000 рублей;
  • для третьей — 500 000 рублей.

На текущий момент процедура назначения управляющего выглядит так: пишется заявление на банкротство, в нем указываются суд и СРО — законом это не воспрещается. Если определенный арбитражный управляющий реагирует не сразу, внутри СРО выбирается другой, и об этом уведомляются участники процесса. Соответственно, обе стороны знают, кто и когда приходит, кому с кем работать, какие нюансы нужно учитывать при процедуре.

А сейчас, в новом законе, планируют сделать государственный реестр и туда внести всех арбитражных управляющих и все СРО. Запустить балльную систему оценки их деятельности: у кого лучше «оценка», тот себе и забирает процедуру — попахивает небольшой монополией. Или большой, смотря с какой стороны посмотреть.

Как будет работать предлагаемая рейтинговая система

  1. В регистр поступают сведения о запросе на процедуру банкротства.
  2. СРО подают заявки, обязательно отмечая количество баллов, которые они «ставят» на участие в конкурсе.
  3. В регистре подбивают количество всех заявок, баллов, их среднее значение и убирают все СРО, которые не попадают под этот параметр.
  4. Среди тех организаций, которые «остались в игре», случайным образом выбирается одна, которая и назначает арбитражного управляющего.

В теории эта схема обеспечит прозрачность всей процедуры за счет отсутствия «договорных» специалистов. Но практика, как всегда, сильно отличается от теории.

Чем это чревато? Тем, что определенные СРО и не менее определенные арбитражные управляющие, пользуясь своим монопольным положением, смогут банально увеличивать сумму договора.

Еще один заслуживающий внимания момент, который ждет нас после принятия изменений, — усложнение организации всех необходимых процедур.

Юридическим компаниям придется сотрудничать не с одним-двумя постоянными арбитражными управляющими, а каждый раз в каждой процедуре договариваться с новым.

А это значит — регулярный контроль над каждым «новичком», оценка уровня его объективности по отношению к требованиям закона, соблюдения баланса интересов всех участников процесса: кредиторов, должника и самого финансового управляющего. Условно — вместо работы с уже многократно проверенным человеком необходимо будет каждый раз «ставить на темную лошадку». Это — время и нервы.

Да, радует, что государство это услышало, но, с другой стороны, необходимых изменений «скользких» мест в тексте все еще нет, а дата рассмотрения — все ближе.

Закон вполне могут принять в весеннюю сессию в текущем виде, соответственно, до конца года поправки уже заработают.

И эта попытка искусственного торможения официального количества банкротов (что, без сомнений, важно не только для экономики нашей страны, но и для оценки с помощью разнообразных международных метрик и последующих за ними договоренностей в экономических сферах) с большой долей вероятности приведет к обратному от желаемого эффекту — еще большему резкому росту количества банкротов реальных. Что в итоге вместо планомерной регуляции отрасли может привести к серьезному росту социальной напряженности.

Таким образом, декларируемая суть изменений — смена курса со списания долгов на их реструктуризацию, улучшение условий для всех сторон процесса и так далее — практически абсолютно не отображает нововведения в нормативном акте.

Реструктуризация вместо реабилитационных процедур: есть ли смысл?

Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.

Цель инициатора реформы Минэкономраз  вития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.

В чем суть реструктуризац ии?

Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.

Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.

Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.

Кто имеет право разрабатывать и утверждать план реструктуризации?

Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.

Например, Совет по кодификации считает, что в проекте нужно прописать возможность утверждения плана реструктуризации задолженности решением суда, а Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает обязательно согласовывать план реструктуризации с должником, даже если совет кредиторов одобрил его большинством голосов.

Будет ли банкротство проще и короче по времени?

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Должников и арбитражных управляющих разделят на «классы»

Всех должников, включая компании, ИП и граждан, предлагается разделить на 3 группы по стоимости активов и уровню доходов: 1 группа со стоимостью активов не более 300 миллионов рублей и годовым доходом в пределах 800 миллионов рублей, 2 группа с доходами от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей и 3 группа с доходами более 2 миллиардов рублей.

Для каждой группы должников будет свой «класс» и ценовая категория арбитражных управляющих. Стоимость услуг управляющего для первой категории должников будет 100 000 рублей, для второй 300 000 рублей, для третьей — 500 000 рублей.

Процедура назначения будет тоже другой. В заявлении о банкротстве юридического лица не будет указываться конкретное СРО управляющих. Планируется создание реестра, в котором будут все СРО и управляющие, а также балльная система оценки их работы. Чем больше баллы, тем выше стоимость услуг и шире возможности выбора процедур банкротства.

Выбор и назначение конкретного управляющего будет происходить следующим образом. Как только должник размещает в реестре банкротов сведения о возбуждении дела, запускается процедура выбора СРО. Любая организация, в составе которой есть управляющие, имеющие право участвовать в деле должника соответствующей группы, может направить предложение арбитражному суду.

Из нескольких СРО (не больше 5) будут выбирать одну в случайном порядке с использованием специальной программы. Если претендуют больше организаций, то выбирают все равно только из пяти тех, которые предложили больше баллов. Выбранная СРО уже самостоятельно предлагает кандидатуру арбитражного управляющего.

Будет ли реальная польза от нововведений для должников-юридических лиц?

По словам депутата Госдумы Анатолия Аксакова, законопроект реализуется не для того, чтобы упростить и сократить по времени процесс банкротства юридического лица, а сделать процедуру более эффективной. По его словам: «Мы заинтересованы в сохранении бизнеса, чтобы он продолжал работать, а для этого лучше применять процедуры реабилитации», все делается исключительно на благо бизнеса.

Но более вероятно, что цель проекта – повысить процент удовлетворения требований кредиторов при банкротстве юридического лица. От нововведений выиграют именно кредиторы, получив возможность с самого начала банкротства управлять компанией должника и его активами.

О пользе для должников говорить преждевременно. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица остается прежним, за исключением изменений, касающихся торгов, а реструктуризация может лишь затянуть процедуру банкротства.

Однако нововведения все еще на стадии рассмотрения и обсуждений. Законопроект будет дорабатываться с учетом мнений представителей власти, бизнеса, общественных объединений и т. д.

Следить за движением законопроекта можно на сайте «Система обеспечения законодательной деятельности».

Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

Сущность нововведения в 2022 году

Изменения в закон о банкротстве физических лиц были внесены не так давно, но они уже успели приобрести широчайшие обсуждение среди граждан страны, закон о банкротстве физических лиц нужно знать и правильно трактовать новые статьи. Теперь можно признать, как индивидуального предпринимателя, так и физическое лицо не в состоянии выплачивать займ, то есть банкротом. Изменения в законе о банкротстве физических лиц для этого отмечают, что нужно обращаться в суд и действовать только через него.

Кто может обратиться в данный орган?

  • Инспекция по налоговым вопросам;
  • Физическое лицо самостоятельно;
  • Кредитор, который имеет отношение к физическому лицу.

Перед данной процедурой нужно проанализировать самостоятельно законодательный акт, и которого вам многое станет понятно.

Структура законопроекта

Законопроект имеет особенную структуру, которая характерна только в его случае:

  1. Раскрываются общие понятия закона, далее указаны понятия кредитора и должника;
  2. Рассмотрена ответственность обоих лиц перед друг другом;
  3. Описано, как можно предупредить само банкротство и как можно оспорить сделку должнику, если она была проведена незаконно;
  4. Как может быть рассмотрено дело в арбитражном суде, если по нему возникло ряд вопросов.

Остальные разделы нацелены на описание отличительных особенностей банкротства, как единой процедуры. Они касаются внешнего управления, процесса наблюдения, финансовых вопросов дела. Последняя глава определяет, как можно достичь мирового соглашения между двумя сторонами, и что делать субъекту отношений, у которого на сегодня есть большая задолженность.

Необходимые требования к ФЛ

Не каждое физическое лицо можно признать банкротом, для этого все-таки нужно, чтобы просрочка по оплате долга была более трех месяцев в своей совокупности, чтобы общая сумма долга была более полумиллиона рублей. Но, принятые изменения теперь позволяют обратиться в суд уже в тот момент, когда время еще не достигло своего пикового значения и сумма долга не стала такой большой.

Планка долга банкрота особенности

Как мы уже говорили выше, чтобы стать банкротом нужно иметь сумму долгов больше, чем на полмиллиона, но теперь это не единственное правило. Есть еще и другие критерии, на основе которых физическое лицо может стать банкротом, например, когда должник месяц не оплачивает и 10% от долга, он может быть признан банкротом, также если он совсем не платит по долгам, и вся сумма займа стала больше стоимости недвижимости. У физического лица совсем не может быть имущества, в таком случае суд может тоже признать его банкротом.

Подсудность место отправки заявления

Вы должны обязательно подать заявление на предоставлении вам статуса банкрота, к нему приносите документы о каждом вашем долге, с указанием кредиторов, ваш номер телефона должен быть указан на заявлении. Также стоит определить количество людей, которым вы должны выплачивать деньги. Вам могут отказать в рассмотрении заявления, если вы не оплатили пошлину и не смогли внести деньги на счет арбитражного суда, для оплаты работы управляющего финансами в будущем.

При отсутствии документов вам также откажут в открытие на вас дела.

Выбор должностного лица для ведения дела

Должностное лицо или финансовый управляющий, который будет назначен на ваше дело, отвечает за ряд вопросом. Он анализирует ваше финансовое состояние, определяет, сколько у вас есть денежных средств на всех банковских счетах и в виде имущества, эти средства вы должны тратить вместе с ним экономно. Управляющий защищает вас и ваше имущество от кредиторов, все вопросы решаются через него.

Он составляет список требований к вам, уведомляет вас о нарушениях возможных и уже свершившихся. Для этого финансовый управляющий может начинать проведение переговоров и встреч. Его услуги должны быть обязательно вами оплачены.

Важные пункты закона

Закон имеет ряд важных пунктов, мы не будем все их перечислять, но в большинстве своем они касаются принципов регулирования отношений во время судебного процесса, как проводится сама процедура банкротства, по каким правилам открывается дело. Определяются нормы для подачи заявления, как со стороны кредитора, так и со стороны должника; определяется возможность общего собрания кредиторов, указан механизм работы судебного органа.

Условия признания банкротом физических лиц в 2022 году

Как мы говорили выше, лицо может быть признано банкротом, если находится не в состоянии платить по своим долгам кредиторам. Чтобы провести данную процедуру, необходимо со всеми документами прийти в МФЦ и, если ваша сумма займа не достигла полумиллиона, возможно будет провести процедуру банкротства в упрощенном порядке, без видимых проблем и затраченного большого количества времени. Еще одним условием проведения упрощенной процедуры банкротства можно считать не открытое на вас ранее дело по данному вопросу, отсутствие имущества, на которое возможно оформить взыскание.

Если вы точно не знаете, было ли на вас заведено дело о взыскании средств, то нужно зайти на сайт ФССП и найти про это информацию. Сумма долга может быть уже больше полумиллиона, в таком случае только через суд возможно добиться банкротства. Федеральный закон определяет решение вопроса о взыскание с вас долга.

Основные понятия закона

Закон вступил в силу совсем недавно, но уже в нем можно отметить несколько основных положений. Первое касается процедуры признания лица банкротом, происходит это либо через суд, когда сумма займа больше полумиллиона, либо через МФЦ. Иногда лицо должно обязательно обратиться в суд, чтобы был установлен статус банкрота, в других случаях – это его право, и он может им пользоваться по своему желанию.

Кредитор может самостоятельно обратиться в суд по данному вопросу, если возможно, то оформляется реструктуризация долга. Во время процедуры банкротства, если это поможет решению вопроса, возможно расформировать имущество и продать его для погашения долга, если это будет проведено успешно, то статус банкрота аннулируется. В течение определенного времени банкрот должен уведомить все компании финансовой сферы, о своем статусе, если, например собирается брать заново кредит.

Кредитор может самостоятельно подать документы на судебное банкротство, если должник не выполнил свое обязательство и не указал его в качестве компании, у которой брал займ.

Такое же право будет действовать в том случае, если долг был занижен, или не поданы были сведения об улучшении материального достатка человека, наличии нового имущества.

Документы и операции банкротства

Процесс банкротства может быть инициирован любой из двух сторон: кредитором или должником, они в свою очередь должны документально подтвердить свое положение. Банкротство касается любых налоговых отчислений, долгов по коммунальным платежам, по кредитам и займам, по уже просроченным выплатам и даже по долгам за определенные товары или услуги. После признания физического лица банкротом оно полностью перестает распоряжаться и владеть своим имуществом, например не может продать свой дом или автомобиль.

Есть вещи, которые нельзя продавать в счет долга и забирать у должника, это ювелирные украшения, предметы быта, деньги в сумме прожиточного минимума на физическое лицо и родных, которых он обеспечивает, также нельзя забирать продукты, дом или квартиру – как единственное место для жизни. Если дом или квартира были взяты в ипотеку, то отчуждение может их коснуться. Нельзя забирать в счет долга топливо, вещи личного характера и вещи для работы, животных.

Банкротство физических лиц изменения в 2022 году

Правки в большей степени сегодня касаются финансовых управляющих, как они будут назначаться. Работа данного специалиста теперь оценивается по бальной системе, по количеству успешных решений, которые были выдвинуты после процедуры банкротства. Например, за законченный процесс по реструктуризации или за успешное мировое соглашение с кредитором управляющий получит большое количество баллов.

СРО тоже теперь делится по рейтингам. По среднему количеству баллов всех управляющих – их суммируют и делят на количество сотрудников, которые занимаются делами по банкротству. Для обработки и хранения баллов создан специальный Государственный регистр, в котором будут храниться все данные.

Финансовые управляющие подразделяются на три больших категории, во время процесса банкротства могут быть выбраны только СРО первой категории. СРО данной сферы должны провести как минимум 10 процедур по списанию займов с физического лица. Управляющий будет иметь свой рейтинг и на его основе назначаться на свою должность.

Компании выдвигают своих кандидатов и потом суд электронным способом выбирает лучшего для работы по процессу банкротства. Если компания не может выдвинуть своего кандидата по ряду причин, то ее могут опустить в категорию ниже, или вообще снять с нее статус СРО.

Сколько обойдется банкротство в 2022

Самое большое нововведение будет касаться оплаты работы управляющего финансами. Ранее она составляла около 25 тысяч рублей, теперь сумму подняли до 100. Из-за чего это сделали в четыре раза? Ответ прост.

Так как люди за процедуру банкротства отдавали слишком маленькие суммы, они не видели своей ответственности, сама процедура была очень легкой и ее проводили без видимой необходимости, выискивая лазейки в законе. Люди платят за банкротство мало, поэтому спокойно через несколько лет берут еще займы и так по кругу – так не должно быть. Сама инициатива еще находится в рассмотрении, но если ее примут, то многие просто не смогут оформить процедуру банкротства и будут отвечать за свои кредиты и займы лично.

Упрощенное банкротство в 2022 году

Упрощенная процедура банкротства доступна гражданам нашей страны, но сделать ее просто, по личному желанию невозможно, для этого должны быть выполнены ряд условий, которые являются в данном отношении обязательными. Первое условие касается суммы долга – он должен быть не больше полумиллиона и не меньше пятидесяти тысяч рублей в совокупности, оплата по долгу не должна поступать в течение трех месяцев. Также у должника должны быть обстоятельства, которые не дают погасить долг, например он потерял работу или доход сильно упал.

Большим плюсом упрощенной формы проведения процедуры банкротства можно считать возможность списания долгов и то, что их сумма не будет больше расти. Сама процедура бесплатна, так как проходит через МФЦ, без третьих лиц. Время ожидания полгода, за этот период вы можете решить вопрос с деньгами.

Кредиторы и коллекторы на вас больше не давят, не запугивают.

Adblock
detector