Несоблюдение дистанции пдд

Содержание
  1. При этом следует учитывать следующие факторы:
  2. Кто и в каких случаях может быть признан виновным
  3. Крайне близкое движение автомобилей опасно из-за 2 причин:
  4. Штраф за движение на слишком близкой дистанции
  5. Понятие безопасной дистанции в ПДД
  6. Какие рекомендуемые дистанции должны соблюдаться при разной погоде
  7. Как определить виновника ДТП
  8. Когда выписывается штраф, и какие пункты нарушаются
  9. Сумма штрафа
  10. Когда не выписывается штраф
  11. Какие конфликтные ситуации могут возникнуть
  12. Разберемся с определением
  13. Тормозной путь
  14. Каким образом рассчитывается безопасный интервал
  15. Скорость надвое
  16. Правило двух секунд
  17. Что влияет на время реакции водителя?
  18. Боковой интервал
  19. Значения безопасной дистанции
  20. Безопасная дистанция в разных условиях
  21. Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах
  22. Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Действующая редакция правил дорожного движения однозначно не раскрывает понятия безопасной дистанции. Единственное, что указано в норме – водитель должен выбирать такую дистанцию, который будет достаточно для совершения непредвиденного торможения. В связи с этим каждый водитель исходя из конкретной обстановки должен самостоятельно выбирать интервал между автомобилями.

При этом следует учитывать следующие факторы:

  • погодные явления. В сухую летнюю погоду тормозной путь на асфальте будет минимальным, в то время как мокрая поверхность или лед значительно его увеличат;
  • начиная со скорости в 60 км/ч каждый километр превышения требует значительного тормозного расстояния. Поэтому всегда следует придерживаться скоростным ограничениям;
  • особенности водителя. У каждого человека своя скорость реакции, но чем более опытный водитель, тем быстрее он сможет предпринять действия;
  • техническое состояние автомобиля. Каждая машина имеет свои характеристики и особенности. Узнать их можно только проездив на ней значительное время.

Следует выделять и боковой интервал – дистанция между автомобилями соседних полос. Его также важно держать на достаточном уровне.

Кто и в каких случаях может быть признан виновным

Рассмотрим какой пункт ПДД и кто виноват в ДТП при ударе сзади. Обязанность по соблюдению безопасной дистанции установлена в пункте 9.10 правил дорожного движения. Подробнее о нем рассказывалось ранее.

ВАЖНО . На сегодняшний день в России сложилась практика о презумпции виновности автомобиля, находящегося сзади. Почти во всех случаях при аварии будет виноват сзади идущий. Конечно, в исключительных случаях возможно доказать свою невиновность, но лучше соблюдать минимальную безопасную дистанцию.

Крайне близкое движение автомобилей опасно из-за 2 причин:

  • повышается риск непосредственного столкновения автомобилей;
  • в случае, если водителю сзади потребуется прибегнуть к экстренному торможению, чтобы избежать ДТП с передним, остальные участники дорожного движения могут не успеть среагировать и тогда произойдет массовая авария.

Чтобы избежать долговременных разбирательств, лишних трат на уплату штрафов и расходов по восстановлению автомобиля всегда необходимо выполнять требования правил дорожного движения.

Штраф за движение на слишком близкой дистанции

Данное правонарушение регулируется ст. 12.15 КоАП Российской Федерации. Состав правонарушения возникает только в случае наступления ДТП.

Это означает, его материальный состав. Инспектор не имеет права остановить водителя по причине несоблюдения им дистанции, санкция может быть применена после произошедшей аварии. Однако не во всех случаях удара сзади к водителю будут применены меры государственной ответственности.

ВНИМАНИЕ . Так, удар сзади в припаркованный автомобиль не может быть квалифицирован по ст.12.15 КоАП. Это связано с тем, что такое ТС не признается непосредственным участником дорожного движения.

В случае отсутствия в действиях водителя составов иных правонарушений он понесет исключительно гражданско-правовую ответственность. Таким образом, штраф может быть назначен только если оба транспортных средства являются участниками движения.

На сегодняшний день при дтп 2024 коап рф предусматривает размер штрафа в 1500 рублей. Законом не предусмотрено увеличение наказания за совершения повторного правонарушения. Под эту же статью попадает несоблюдение боковой дистанции с аналогичным размером штрафа.

Кроме того, кроме административной, водитель понесет и гражданско-правовую ответственность. В случае, если у виновника был страховой полис ОСАГО, то он покроет определенный ущерб. Сумма таких выплат не может превышать полмиллиона рублей.

Все расходы свыше лягут на самого виновника ДТП. Ремонт собственного автомобиля придется производить за свой счет (кроме случая наличия страхования КАСКО).

Понятие безопасной дистанции в ПДД

В ПДД несоблюдение дистанции приравнивается к довольно незначительному нарушению, причем оно указывается в п. 9.10 и п. 10.1.

9. Расположение транспортных средств на проезжей части

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Но при этом все равно нарушителю придется уплатить определенную денежную сумму в виде штрафа.

К чему приводит банальное несоблюдение дистанции и скоростного режима, смотрите в этом видео:

10. Скорость движения 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Важно! Безопасная дистанция представлена определенным расстоянием, оставляемым между двумя движущимися автомобилями в одном направлении и по одной полосе.

Соблюдение такой дистанции позволяет предотвратить возможное столкновение, если впереди движущаяся машина резко затормозит. Отсутствуют точные цифры, которыми можно было бы описать такую дистанцию, поэтому она определяется самостоятельно каждым водителем.

Для этого учитываются некоторые параметры:

  • тип и марка автомобиля;
  • мощность транспортного средства; с которой тормозит машина;
  • имеющиеся погодные условия; , с которой двигается автомобиль;
  • качество установленной на машину резины.

Важно! Стандартно при хорошей погоде автомобилю средней мощности потребуется примерно 3 метра для экстренного торможения.

Какие рекомендуемые дистанции должны соблюдаться при разной погоде

Чтобы иметь возможность заблаговременно затормозить, непременно должна соблюдаться оптимальная дистанция, которая зависит в первую очередь от погодных условий.

Поэтому водителями учитываются определенные особенности:

  • при наличии гололедицы на дороге расстояние межу машинами должно быть примерно 4 м;
  • увеличивается расстояние для грузовиков, которым требуется намного больше времени по сравнению с легковыми авто для торможения;
  • при сниженной видимости обязательно увеличивается расстояние, поэтому оно составляет так же примерно от 4 до 5 м.

На некоторых участках дороги устанавливаются специальные знаки, обладающие номером 3.16, на которых указывается оптимальная дистанция между машинами, поэтому во время движения рекомендуется придерживаться данного значения, чтобы двигаться по правилам и не попасть в аварию.

Обычно устанавливаются данные знаки на сложной дороге, где имеются многочисленные изгибы.

Как определить виновника ДТП

Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.

Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:

Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто. При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил.

Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.

Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника.

Когда выписывается штраф, и какие пункты нарушаются

Данное нарушение трудно зафиксировать, но оно создает опасность на дороге, так как нередко выступает причиной ДТП.

Штраф выписывается уже после аварии, причем обычно она возникает рядом с пешеходными переходами, на светофорах и в других местах, где иногда водители прибегают к резкому торможению.

Нарушение связано с пунктами ПДД:

  • 10.1 – неправильный выбор скорости;
  • 9.10 – несоблюдение дистанции.

Поэтому водители должны придерживаться оптимального скоростного режима и следить за тем, чтобы при резком торможении впереди движущейся машины они смогли остановить свое транспортное средство без аварии.

Чтобы держать правильную дистанцию, нужно знать из чего складывается остановочный путь. Фото: z23.d.sdska.ru

Сумма штрафа

По ст. 12.15 КоАП размер штрафа в 2017 году составляет 1,5 тыс. руб.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -в лечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Такая же сумма взимается за движение по обочине или при встречном разъезде. Также такой штраф налагается на водителей, не соблюдающих боковую дистанцию или пересекающих колонну из транспортных средств или пешеходов.

Когда не выписывается штраф

Не имеется возможность выписывать штраф, если не было аварии, отсутствует дополнительная разметка, а также нет четкого видео или фото фиксации расстояния, имеющегося между транспортными средствами.

Не выписывается такой штраф, если авария произошла в ситуации, когда одна из машин была припаркована.

Какой штраф за нарушение правил парковки или парковку в неразрешенных местах? Смотрите по ссылке.

Важно! Штраф за такое нарушение выписывается только после аварии, в которой участвовало два движущихся автомобиля.

Какие конфликтные ситуации могут возникнуть

К наиболее частым спорам относится ситуация, когда водители тонируют стоп-сигналы, располагающиеся сзади машины. Автомобилисты, движущиеся сзади, могут просто не увидеть, что авто впереди тормозит, но все равно они будут виновниками ДТП.

Можно только потребовать от инспекторов ГИБДД наложить штраф за тонировку.

Если же впереди движущаяся машина ехала на зимней резине без соответствующего знака, то если это доказать в суде, то штраф может быть разделен между двумя автовладельцами поровну.

Таким образом, каждый автовладелец должен соблюдать дистанцию во время движения, чтобы обеспечить безопасность передвижения и предотвратить возможность попадания в дорожное происшествие.

Разберемся с определением

В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато.

Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.

В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?

Тормозной путь

Кроме определения безопасной дистанции, необходимо еще знать, что такое тормозной путь (определение этого отсутствует в ПДД). Тормозной путь – это пройденное транспортным средством расстояние, с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. На величину этого показателя может влиять несколько десятков факторов, начиная с погодных условий, заканчивая наличием электронных ассистентов в автомобиле.

Результат не соблюдения безопасной дистанции на дороге

Каким образом рассчитывается безопасный интервал

Поскольку конкретики в ПДД нет, то водитель должен самостоятельно определить значение безопасной дистанции. Это сложная задача, поскольку расстояние будет динамически изменяться под влиянием нескольких факторов – скорости ТС, погодных условий, установленных покрышек.

Есть несколько распространенных способов определения этого значения на глаз. Их можно применять для примерной оценки.

Скорость надвое

Первый способ использовали еще наши деды, когда не существовало точной электроники, которая помогала бы держать расстояние до впереди идущего транспортного средства. Методика обычно фигурировала в старых советских учебников для шоферов и называется «Скорость надвое».

Расчет очень простой – берется текущая скорость на спидометре и делится на 2. Получившаяся цифра – это безопасная дистанция до идущего впереди автомобиля. Например, водитель едет со скоростью 90 км/ч, соответственно, 90 / 2 = 45 метров – это безопасное расстояние до автомобиля впереди.

Важно учитывать! Такой расчет правильно работает только в условиях сухого дорожного полотна. Как только асфальт намок из-за дождя или выпал рыхлый снег – методика перестает работать.

Правило двух секунд

Почему неудобно определять безопасную дистанцию в метрах? Потому что без электроники достаточно сложно «на глаз» трезво оценить действительное расстояние, возрастает шанс ошибиться. Часто разные водители принимают на глаз за 50 метров — 30 и даже 20 метров в реальности.

Можно отталкиваться от времени, поскольку сосчитать правильно секунды проще, чем метры. Выбираем на дороге заметный ориентир и следим за моментом, когда автомобиль впереди его проедет. Параллельно отсчитываем в уме 2 секунды. Если после отсчета ориентир оказался позади нас, то необходимо увеличить дистанцию, если не оказался, то сократить.

Почему именно 2 секунды? Это средние значения времени, которое требуется водителю в экстренной ситуации:

  • Для осознания того, что ситуация экстренная и срочно требует действий – 0,8 секунд;
  • Для того чтобы выполнить какое-либо срочное действие (поворот руля или удар по тормозам) – 0,2 секунды.
  • Дополнительная секунда заложена для тех водителей, которые заторможено реагируют на окружающую обстановку.

Применять такую методику можно тоже только на сухом дорожном покрытии. Если пошел дождь, то правило превращается в «3 секунды», а если выпал снег, то в «6 секунд». На ночной дороге безопасный интервал – это вообще граница светового пятна от фары.

Что влияет на время реакции водителя?

Поскольку все люди разные, то и время реакции у всех отличается. Повлиять на время реакции может:

  • Гендерная принадлежность – в среднем мужчины реагируют на критическую ситуацию на 0,05 секунд быстрее, чем женщины;
  • Возраст – у молодых водителей требуется меньше времени на реакцию;
  • Регулярные тренировки помогают развить реакцию, соответственно в критической ситуации вести себя быстрее;
  • Неблагоприятные погодные условия замедляют реакцию в 1,5-2 раза;
  • Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотиков – значительно увеличивают время реакции, вплоть до полного отсутствия реакции на критическую ситуацию;
  • Переутомление понижает время реакции на 0,1-0,4 секунды.

Боковой интервал

При определении расстояния для бокового интервала вообще не потребуется никаких расчетов. Чем он больше, тем безопаснее движение. Водитель должен находиться посередине выбранной полосы (при отсутствии препятствий или преград). На современных автомобилях предусмотрена система датчиков контроля мертвых зон – не пренебрегайте ей.

Внимание! Обращая внимание на сигнал датчика, можно достаточно быстро приучить себя соблюдать безопасный боковой интервал.

Интервал и дистанция между автомобилями

Если все же требуется точный расчет, то учебники по вождению рекомендуют придерживаться бокового расстояния от другой машины примерно на половину ширины своей. В городском потоке можно соблюдать дистанцию поменьше, но помните о мотоциклистах. Среди любителей езды в плотном потоке между машинами, обязательно найдется такой, который поцарапает Ваше авто и заявит о несоблюдении бокового интервала.

Чтобы этого не возникало, нужно двигаться строго по центру полосы.

Важно! Учитывайте значение бокового интервала, если заметили велосипедиста (двигающегося по краю проезжей части) или пешехода (двигающегося слишком близко к обочине). Безопасно будет объехать потенциальное препятствие с интервалом 1,5 метра.

Значения безопасной дистанции

Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров.

Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить.

При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).

В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:

Скорость движения автомобиля, км/ч
Условия на дороге 35 км/ч 65 км/ч 85 км/ч 105 км/ч
Авто на летних шинах едет по сухой дороге 30,7 57,0 74,5 92,0
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге 29,3 54,4 71,2 88,0
Авто едет на «липучке» по сухой дороге 31,5 58,4 76,4 94,4
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге 28,7 53,4 69,8 86,2
Авто едет на «липучке» по снегу или льду 24,6 45,7 59,8 73,9
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге 31,1 57,7 75,5 93,3
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге 27,5 51,1 66,8 82,5
Авто на шипованной резине едет в снег или лед 31,8 59,0 77,2 95,4

Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.

Безопасная дистанция в разных условиях

Для того, чтобы упростить жизнь водителям и избавить их от излишних расчетов, приводим ориентировочные значения безопасной дистанции (в метрах) для разных условий:

  • По мокрой дороге при 60 км/ч (для легкового авто) – 35 метров;
  • В городе при 60 км/ч – не менее 40 метров;
  • На загородной трассе – не менее 50 метров;
  • В пробке – не менее 10 метров;
  • При остановке – не мене 30 метров;
  • На парковке – не мене 5 метров;
  • Для грузовика – в среднем в 2 раза больше, чем для легкового ТС, но не менее 60 метров;
  • На светофоре — достаточно оставить возможность объехать машины без использования заднего хода, если автомобиль впереди вдруг остановиться или заглохнет.

Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах

Кроме значения тормозного пути в различных условиях, будет не лишним знать и об эффективной скорости на трассе при различных обстоятельствах. Обычно установкой лимитов на трассах и определением эффективной скорости занимаются уполномоченные органы. Вот ряд факторов, которые влияют на это:

  • Скорость индивидуальной реакции на критическую ситуацию;
  • Стаж и уровень информированности о дорожной ситуации;
  • Наличие скоростных ограничений на участке;
  • Осознание риска ДТП;
  • Технологичность транспортного средства;
  • Состояние дороги;
  • Условия движения.

Эффективной скоростью на трассе считается 90 км/ч, в отсутствие любых мешающих факторов.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Случаи, когда водителю необходимо определить безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства более-менее понятны. Но на некоторых участках дороги можно встретить знак, который строго регламентирует расстояние между автомобилями. Это необходимо, например, чтобы обеспечить эффективную пропускную способность дороги на сложных участках (пост ДПС или контрольно-пропускной пункт).

Также знак можно встретить на участках дороги с повышенной опасностью – горные тоннели, ледовые переправы и мосты.

Знак ограничения минимальной дистанции

На знаке указывается цифра в метрах, которую следует строго соблюдать водителям движущимся в колонну. В данном случае это также применимо к ТС, которые едут в одной полосе. Знак действует:

  • До первого на пути перекрестка;
  • До окончания населенного пункта;
  • До знака снимающего все ограничения.
Adblock
detector