Виды административной ответственности

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

— административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством);

— основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда);

— субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности — только физические лица);

— за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления — меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания);

— административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

— применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания — увольнение с работы);

— меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Порядок наложения административных взысканий

При наложении административного взыскания учиты­ваются:

— характер совершенного правонарушения;

— степень его вины;

— обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответ­ственность.

Взыскания применяются на основе 3 принципов: законность, индивидуализация, справедливость.

Административная ответственность смягчается при наличии следующих обстоятельств:

— чистосердечное раскаяние виновного;

— предотвращение виновным вредных последствий пра­вонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение правонарушения под влиянием сильно­го душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения несовершеннолетним;

— совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Ответственность за административные правонарушения отягчают следующие обстоятельства:

— продолжение противоправного поведения, несмот­ря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторно в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию;

— совершение правонарушения лицом, ранее совер­шившим правонарушение; — вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

— совершение правонарушения группой лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятель­ствах;

— совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера админист­ративного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Если человек совершил 2 и более правонарушений, то взыскание налагается за каждое правонарушение в отдель­ности. При наложении административного взыскания учитываются сроки.

Взыскание может быть наложено — не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения;

— при длящемся правонарушении — не позднее 2 ме­сяцев со дня его совершения;

— при отказе в возбуждении уголовного дела не по­зднее 1 месяца со дня принятия решения об отказе в воз­буждении уголовного дела либо его прекращения.

После истечения этих сроков исключается возможность наложения административного взыскания. Административное взыскание действует в течение 1 года. Если лицо в течение 1 года со дня окончания ис­полнения взыскания не совершило нового правонарушения, то лицо считается не подвергавшимся админис­тративному взысканию.

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как разновидность юридической ответственности, ей присущи также специфические особенности, позволяющие отграни­чить административную ответственность от других разновидностей ответственности, установленных государством.

· Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т.е. она имеет собственную нормативную базу

· Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

· Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица. так и коллективные образования.

· За административные правонарушения предусмотрены адми­нистративные взыскания.

· Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной вла­сти, местного самоуправления, их должностными лицами, а также судами судья ми).

· Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — / правонарушителей.

· Применение административного взыскания не влечет судимо­сти и увольнения с работы.

· Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновид­ность юридической ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях —это установленный действующим законодательством РБ порядок (процедура) возбуждения, рассмотрения и решение дел об админи­стративных правонарушениях.

Задачами этой деятельности являются: своевременное, всесторон­нее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспе­чение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, обшей и частной превенции (предупреждения) административных правонарушений.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии ряда обстоятельств:

— отсутствия события административного правонарушения;

— отсутствия в деянии состава административного правонарушения;

— отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность;

— истечение к моменту рассмотрения дела сроков, установлен­ных для наложения административного взыскания;

— не достижение лицом, совершившим административное право­нарушение, к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста;

— наличие заключения медицинского учреждения о невменяемо­сти лица, совершившего административное правонарушение, и при наличии других оснований, установленных законом.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, может ознакомиться с материалами дела. давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства.

При рассмотрении дела оно вправе пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика/если не владеет языком, на котором ведется производство: обжаловать постановление по делу и пользоваться иными правами, предоставленными ему законом.

Дело об административном правонарушении рассматривается в при­сутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда име­ются данные о своевременном его извещении о месте и времени рас­смотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. В действующем законодательстве могут быть преду­смотрены случаи, когда явка виновного обязательна.

В частности, при­сутствие правонарушителя необходимо по делам о мелком хулиганстве, злостном неповиновении требованиям работника милиции и др. При неявке без уважительной причины лицо может быть подвергнуто при­нудительному приводу работниками органов внутренних дел.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

— административные комиссии при администрации городов, районов, сельских поселений, где эти органы предусмотрены;

— главы администраций, преимущественно муниципального уровня управления;

— комиссии по делам несовершеннолетних;

— районные (городские) народные суды (народные судьи);

— органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то действующим законодательством РБ. Это могут быть налоговая служба, природоохранные органы, санитарно-эпидемиологические службы и др.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В ходе производства по делам об административных право­нарушениях важным является вопрос о доказательствах, на основе которых решается дело. Доказательствами по делу об администра­тивном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должност­ные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоко­лом об административном правонарушении, объяснениями лица. при­влекаемого к административной ответственности, показаниями потер­певшего, свидетелей, заключением эксперта, покаяниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоко­лом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.

Должностные лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объек­тивном исследовании всех обстоятельств дел а в их совокупности, ру­ководствуясь законом и правосознанием.

В соответствии с действующим законодательством участниками административного процесса являются:

— орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном правонарушении;

— лицо, привлекаемое к административной ответственности;

В законе определены права и обязанности участников административного процесса. Так, потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу.

Административный процесс представляет собой последовательное осуществление определенных процессуальных действий, стадий, этапов производства. Под стадией понимается относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с решением общих задач имеет и свои специфические функции. Все стадии органично связаны между со­бой и в своей совокупности образуют единую систему.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет четыре стадии:

1. Административное расследование; На первой стадии выявляются факты и обстоятельства соверше­ния проступка, данные о лице, совершившем проступок, и составля­ется протокол об административном правонарушении.

2. Рассмотрение дела; На второй стадии компетентный орган рассматривает дело и при­нимает постановление.

3. Пе­ресмотр постановления (факультативная стадия); Третья стадия не является обязательной и в случае отсутствия жалобы гражданина или протеста прокурора по принятому решению она отсутствует. Если же такая жалоба или протест были принесены, то она заканчивается либо оставлением постановления в силе, либо его изменением, либо его отменой.

4. Исполнение по­становления. Четвертая стадия по времени начинается сразу же после приня­тия постановления либо после рассмотрения жалобы, протеста.

Особенности

Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще.

Основные черты административной ответственности:

  • имеет собственную нормативно-правовую основу — устанавливается как законами, так и подзаконными актами либо их нормами об административном правонарушении;
  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • субъекты административной ответственности — как физические лица, так и коллективные образования;
  • за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;
  • административные взыскания налагаются органами и их должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;
  • применение административных взысканий не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Признаки

Понятие административного правонарушения даётся выше. С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:

  • деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
  • антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества;
  • виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью;
  • противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

Adblock
detector