Сокращение госслужащих в 2024 году кого коснется

Согласно отчету Росстата на конец лета 2021 года в государственном аппарате по списочному составу состоит около 3237 тысяч человек. Из них 1903 тысячи относятся к военнослужащим и сопутствующему персоналу. На 2023 год запланировано уменьшения трат бюджета на 557 млрд рублей, в 2024 на еще 539 млрд.

отчет об увольнениях

Для эффективной работы государственного аппарата необходимо регулярно проводить точечный анализ кадров. Первый вопрос — можно ли сокращать без вреда результату? Второй – какие должности дублируются и неэффективны? Третий – можно ли уволить человека с дублирующей функцией? Небольшое исследование позволит понять, приносит ли человек пользу или держать его смысла нет.

Существует несколько гипотез, как будет развиваться судьба сокращенных служащих:

  1. Люди не останутся без работы, так как обладают универсальными компетенциями по работе с документацией и людьми.
  2. Сокращенным потребуется переквалифицироваться и осваивать новые профессии, предпринимательство, самозанятость.

Могут ли быть уловки

Есть мнение, что сокращение чиновников честнее назвать «переводом». Сотрудники госуправления могут быть переведены в подведомства, которые также получают финансирование из федеральной казны.

Несмотря на заманчивое предложение о работе на Правительство РФ много ставок остаются пустыми. Кто-то не выдерживает напора, перепрофилируется. В период увольнений руководство может сузить штат, избавившись от незанятых ставок.

Из-за частых заявлений об увольнениях госслужащих многие исследователи считают заявление крупномасштабным. Увольнения будут, но не в такими массивными, которыми изначально заявляются. Подобное наблюдалось в предыдущие годы.

Сократить штат на 10-20% достаточно рискованно, это может сказаться на стабильной работе правительства, поэтому стоит рассчитывать на меньшие реальные значения для нормальной оптимизации.

Последние новости о сокращении госслужащих в 2023 не несут однозначной конкретики. Увольнять будут слабых сотрудников по результатам проверок, а также тех, кто относится к категории обеспечивающих специалистов: секретарей, бухгалтеров, менеджеров по закупкам и других. Постепенное, а не резкое, уменьшение штата чиновников позволит оптимизировать траты бюджета и не скажется на успешности работы по обеспечению жизнедеятельности страны.

Как в России пытались сократить число чиновников

По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.

Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.

В России за последние 10 лет предпринималось несколько попыток сократить количество государственных служащих:

  • в 2011-2013 годы чиновников должно было стать меньше на 20% – но по данным Росстата, их стало меньше всего на 8%;
  • в 2016-м планировалось урезать штат госслужащих еще на 10% – но сократить удалось только 5,6% ставок. Причем сократили почему-то низовой персонал, сохранив и даже увеличив количество руководящего состава.

Новая, уже третья по счету волна сокращения была запланирована на 2020-2021 годы, в ходе нее планировалось сократить штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на 10%, а их территориальные подразделения – на 15%.

Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин в ноябре прошлого года, откладывать реформу больше нельзя – к тому же и президент поручил настроить систему государственного управления, чтобы она стала более эффективной.

Правда, сразу же стало понятно – частично сокращение госаппарата будет «бумажным». То есть, вместо уменьшения численности чиновников планировалось сократить их ставки, которые зачастую были вакантными. Например, в центральных министерствах или иных ведомствах незанятыми оставались 20% должностей, и их штат планировалось сократить на 5%, а в территориальных подразделениях, где вакантны были 18% мест – на 10%. И Мишустин прямо сказал – сокращение произойдет в основном за счет вакантных позиций.

Более того – все финансовые ресурсы, которые были запланированы на оплату труда чиновников, никуда не денутся. По факту, эти деньги будут получать оставшиеся чиновники (что вполне справедливо – ведь на них ляжет вся та работа, которая числилась за сокращенными позициями).

Реформа должна была стартовать с 1 января 2021 года и закончиться уже за 3 месяца – то есть, до 1 апреля. Получилось ли это? Разберемся дальше.

А сколько всего чиновников в России?

Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.

Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:

  • федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
  • региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
  • муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
  • иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
  • военнослужащие – 793 тысячи человек;
  • Росгвардия – до 400 тысяч человек;
  • ФСБ – 200 тысяч человек;
  • ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
  • учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
  • преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
  • врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
  • социальные работники – 118,5 тысяч человек;
  • сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
  • сотрудники науки – 72 тысячи человек.

Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.

Это много или мало?

Численность чиновников, силовиков и бюджетников обычно критикуют с позиций того, какой процент от численности занятых в экономике или от всего населения страны они составляют. Ведь абстрактные 10 миллионов человек не говорят ни о чем, однако если это каждый 14-й житель России – ситуация начинает играть новыми красками.

Раздувание государственного аппарата в России началось еще с ранних советских лет: если в 1913 году на тысячу жителей в России было всего 1,63 чиновника, то в 1922-м – уже 5,2, в 1928-м – 6,9. Затем количество выросло до 10,2 человек в 1950 году, снизившись только к 1985 году до 8,7. Но если взять даже современные цифры, то на каждую тысячу человек получится:

  • около 16 госслужащих;
  • более 11 силовиков;
  • больше 40 бюджетников.

Правда, по некоторым данным, пиковые цифры Россия прошла в 2014 году – однако снова возникают сложности в том, чтобы сопоставить данные.

А если посмотреть статистику других стран, увидим следующее:

  • Китай – 7 миллионов чиновников на страну, но это всего 4,88 штатных единицы на тысячу человек населения;
  • США – 2,1 миллиона чиновников, что дает 6,37 ставки на тысячу населения;
  • Германия – 508 тысяч госслужащих, или чуть более 6 на тысячу человек;
  • Великобритания – 431 тысяча чиновников дает 6,37 на тысячу человек;
  • Украина – 244 тысячи чиновников, или всего 5,85 штатных единиц на тысячу человек;
  • Беларусь – 3,9 чиновника на тысячу человек;
  • Казахстан – 5,32 ставки на тысячу населения;
  • Литва – там в госуправлении работает 60 тысяч человек, но из-за небольшого населения страны это почти 22 чиновника на тысячу человек;
  • Эстония – 25 тысяч чиновников или более 19 на тысячу человек населения.

Как видно, в России с учетом численности населения штат чиновников действительно раздут – а потому любые перемены и реформы по снижению их численности будут полезными. Особенно это актуально сейчас, когда едва ли не все государственные услуги перешли в онлайн, благодаря чему можно сократить часть госслужащих, которые вели личный прием населения.

Текущие новости

Уже на данный момент известно, что под сокращение попало 66 структурных подразделений государственной власти. И 33 штатных единицы. В ходе оптимизации сокращена численности ведомств, причём в центральном органе власти – 213 единиц, а в региональных органах – больше 31 000.

В целом число государственных служащих уменьшилось уже на 10 %, и власти говорят, что это самое масштабное сокращение за последние несколько лет. Однако то, что планируется сокращение госслужащих в 2022 году на 10 процентов это неверная информация, потому что сейчас должности уже упразднены, а в дальнейшем власти просто будут поддерживать данную структурную численность и сокращать уже не так масштабно.

Отдельным преимуществом является то, что численность сокращается, но фонд заработной платы сохраняется. При этом эксперты подчёркивают, что риск увольнения тех сотрудников, которые максимально профессионально выполняют свои обязанности, сводится к минимуму.

Суть реформы состоит в том, чтоб не просто уменьшить количественные показатели в отрасли, а изменить структуру государственного аппарата, сделав её более укомплектованной и эффективной.

В сфере очень давно наблюдалась проблема дублирования функций представители государственной власти, и лишней бюрократии. Оптимизация позволяет решить эти проблемы, и одновременно усовершенствовать работу государственного аппарата власти.

Реорганизация и уровень зарплат

В результате реформы оптимизации, то есть сокращения госслужащих, власти планируют существенно сократить разрыв в зарплатах между органами власти одного уровня. Собственно говоря, данные манипуляции являются завершением реформы. Сейчас наблюдается такая ситуация, что разрыв в складах представителей ведомства является критическим.

Новости по теме:

Все это приводит к тому, что квалифицированные кадры ищут себе работу с более высоким окладом в других ведомствах, и это создает не просто проблемы, ещё и разный уровень компетенции у сотрудников всего аппарата, так что не только о том, кого сократят в 2022 году в первую очередь, стоит беспокоиться. Необходимо сбалансировать показатели средней зарплаты, и тем самым улучшить работу всего аппарата власти.

Кстати говоря, реорганизация государственного аппарата планировалась уже очень давно, но мешали провести эту реформу искусственно пустующие ставки. Теперь, когда сократилось число должностей, освободились свободные денежные средства, можно решить несколько проблем сразу.

Кстати говоря, планируется ведение мотивационной части зарплат сотрудников за выполнение особо важных работ, и это будет способствовать тому, что на государственную службу пойдут молодые и перспективные специалисты.

В общем, никто не говорит о том, на сколько сократят госслужащих в 2022 году, потому что самая масштабная волна увольнений уже пройдена. Возможно уберут ещё несколько вакантных должностей и территориальных ведомств, но масштабным такое сокращение уже никто назвать не сможет. Однако необходимо помнить о том, что нужно выполнять обязанности на профессиональном и высоком уровне, иначе можно потерять работу и без реорганизации работы ведомства.

Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?

Премии по новой системе

Недавно в правительство внесло законопроект, который меняет условия выплат премии для государственных служащих, поэтом нужно не просто рассматривать свежие новости о сокращении госслужащих в 2022 году в России, а еще и изучать сопутствующие новости по этому опросу.

Предлагается сделать премию более универсальной, то есть не только в качестве поощрительной меры за то, что работа выполнена грамотно и качественно, а и в целом за исполнение добросовестных обязанностей. Если говорить простым языком, то государственным служащим просто будут доплачивать за работу, хотя сейчас по закону премируют только тех людях, которые выполняют особо важые или сложные задания.

Деньги на выполнение данного указа должны выделяться из федерального бюджета, и на счёт они поступают как раз таки за счёт оптимизации структуры в кадровом составе государственных служащих. То есть власти предлагают просто перераспределить средства, которые остаются после сокращения должностей.

Adblock
detector