Регламент экзорцизма

Русская православная церковь регламентирует и обобщит практику изгнания бесов и условия правомерного ее применения — обряд экзорцизма разрешается совершать только с одобрения архиерея — на безвозмездной основе и без применения психологического насилия. Также священнослужителю необходимо отличать одержимость бесами от психического заболевания и нездоровой религиозности. Проект документа опубликован в четверг на сайте Московского патриархата.

Подробнее — в материале «Газеты.Ru».

РПЦ впервые в отдельном документе решила регламентировать и обобщить практику обряда экзорцизма и условия ее применения. В проекте предлагается закрепить возможность совершения обряда за епископами или священниками, которые получили благословление правящих архиереев и исключить возможность наблюдения за обрядом сторонних наблюдателей.

«Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея. Церковь ожидает от совершителя экзорцизма высокой духовной жизни. Ни экзорцист, ни его священноначалие (игумен монастыря и др.) не должны ожидать мзды за совершение чина.

Совершитель чина экзорцизма должен обладать достаточным духовным опытом и осведомленностью для того, чтобы выявлять лиц, действительно нуждающихся в нем», — говорится в проекте документа.

Авторами проекта выступили члены комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам богословия и богословского образования. Поводом для создания проекта послужили злоупотребления со стороны как совершающих обряд, так и лиц, участвующих в нем. Проект документа опубликован на церковных порталах для дискуссии и направлен в епархии РПЦ для получения отзывов.

Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 октября этого года, сообщается на сайте Московского патриархата.

Как изгонять бесов по правилам:

— Совершать обряд может только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея. Все это — на безвозмездной основе.
— Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости.

Для отличия от психических расстройств священнослужителям рекомендуется ознакомиться с основами психиатрии.
— Необходимо отличать одержимость бесами от алкогольной, наркотической зависимостей и других греховных пристрастий.
— Важно отличать от беснования «боязнь святыни», когда одержимый болезненно реагирует на соприкосновение с крестом, святой водой и мощами, — это также может сообщать о психическом расстройстве.

«Бог попускает беснование для исправления человека»

Церковь рассматривает одержимость бесами как состояние, которое по некоторым причинам может быть «попущено Богом», поскольку беснование без этого условия, как и другие телесные или душевные немощи, не могут быть посланы человеку.

«Вместе с тем, по словам преподобного Дорофея Газского: «Бог … желает … видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно» в случае одержимости Церковь в особом молитвенном чинопоследовании просит Бога даровать здравие одержимому злым духом и смиренно предает исполнение прошения в руки Божии», — говорится в тексте документа.

Там отмечает, что одержимость не означает большую греховность, поскольку «Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека».

«Массовые «отчитки» со зрителями»

В РПЦ констатируют, что отношение Церкви к обряду «весьма осторожное», это связано со злоупотреблениями совершающих обряд — и теми, кто в нем участвует.

«Злоупотребления совершающих в основном связаны с самочинным образом его исполнения, иногда с корыстными мотивами. В некоторых случаях при совершении чина экзорцизма болящие подвергаются унижению или психологическому насилию, что недопустимо. К злоупотреблениям этого вида относятся массовые «отчитки» с привлечением посторонних «зрителей», а также фото- и видеофиксацией с последующим публичным распространением записей и фотографий», — говорится в тексте проекта.

Отдельно отмечается, что к злоупотреблениям участвующих в обряде относится кликушество (прим. «кликушество» — болезнь кликуш, кликанье, выкликанье» — «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля), то есть современная православная церковь видит феномен как «ложное беснование» и не рассматривает как одержимость.

Там отмечается, что злоупотребления не связаны с «ущербностью и архаичностью» обряда и «необходимо иметь в виду, что оставление действительно одержимого человека без соответствующей духовной помощи может привести к тяжелым для него последствиям, например, к отчаянию или даже самоубийству».

История и современная практика экзорцизма

Практика экзорцизма (от греч. ἐξορκισμός — «запрещение» или «связывание клятвой») или изгнания злых духов существует со времен основания христианской Церкви. Евангелие сообщает о случаях изгнания Иисусом Христом и его апостолами злых духов из людей.

После воскресения Христа он передал силу изгонять злых духов Своей Церкви: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17).

В связи с представлениями о борьбе христианства против сил тьмы и «духов злобы поднебесной» священномученик Иустин Философ (II в.) писал:

«Иисус … родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из ваших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа» .

Также в Церкви с древнейших времен существовала традиция литургической молитвы об одержимых — уже в раннехристианских общинах существовало особое служение экзорцистов, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми. В частности, заклинательные, запретительные молитвы являются неотъемлемой частью таинства крещения.

Сейчас обряд имеет разную степень распространения. Например, в Александрийском (Африка) и Антиохийском (Ближний Восток) патриархатах, Элладской Православной Церкви (Греция), Польской Православной Церкви , Православной Церкви в Америке (США и Канада) экзорцизм (за исключением крещального) не практикуется. В других Церквах обряд проводится с ограничениями — читаются разные молитвы, отличается чин и семейный статус священнослужителей, допущенных к обряду.

Adblock
detector