Движение по встречной полосе

Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут.

Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.

Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия

Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.

Прямые запреты выезда на встречную полосу

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет.

Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно п.9.1 ПДД Водитель самостоятельно определяет 2 или 4 полосы содержит проезжая часть.

Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод — при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение.

А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.

Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.

Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.

Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном, а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.

На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.

Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.

Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:

15. Движение через железнодорожные пути

…..

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

….

Косвенные запреты

Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.

Нарушение требований дорожной разметки.

Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.

Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.

Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.

Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.

Нарушение правил обгона

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу, и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!

Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.

Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.

Есть еще один замечательный случай связанный с обгоном тихоходного транспортного средства, его мы подробно разобрали в статье «Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД. Часть 4. Обгон.»

В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.

Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Комментарий к ст. 12.15 КоАП

1. Объектом правонарушения являются безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , а также п.

1.2 Правил дорожного движения дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.

Запрещается движение транспортных средств по тротуарам, пешеходным дорожкам.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.

2. Квалификация нарушения по части 1 статьи осуществляется в случае нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно движения по обочинам или пересечения организованной транспортной или пешей колонны либо занятия места в ней.

Ответственность по части 2 статьи наступает за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения.

Ответственность по части 3 статьи наступает за выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, а по части 4 — за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Субъектом данного правонарушения является водитель, нарушивший правила расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.

Судебная практика по статье 12.15 КоАП

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.С. Дементьев оспаривает конституционность части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации, устанавливающей, что выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Также заявитель оспаривает конституционность пункта 8.6 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090), согласно которому поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения; при повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Поддубного С.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 36 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Краснодарского края от 25 мая 2015 г., решение судьи Советского районного суда г.

Краснодара от 1 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 4 марта 2016 г., вынесенные в отношении Поддубного С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Касандрицкого Д.О. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 30 Западного административного округа г. Краснодара от 23 июня 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г.

Краснодара от 28 июля 2016 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 31 октября 2016 года, вынесенные в отношении Касандрицкого Д.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Кроме того, материалы дела содержат постановление инспектора ДПС ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 18 октября 2015 года, N . вынесенное в отношении Л. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.

Согласно указанному постановлению, 18 октября 2015 года Л. управляя транспортным средством » . «, государственный регистрационный знак .

заблаговременно не занял крайнее левое положение на проезжей части, чем нарушил требования п. 9.1 Правил дорожного движения (л.д. 114).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.А. Сивирин оспаривает конституционность части 1 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги.

Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица, оставленным без изменения судами, заявительница была признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги (часть 1 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации), а именно в несоблюдении безопасного бокового интервала, в результате чего произошло столкновение транспортного средства под управлением заявительницы и стоявшего автомобиля; заявительнице было назначено административное наказание в виде штрафа в размере полутора тысяч рублей.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Щекочихиной О.В. на вступившие в законную силу решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 26 января 2016 года, решение судьи Московского областного суда от 19 апреля 2016 года и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 26 августа 2016 года, вынесенные в отношении Щекочихиной О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Любименко А.В. на определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 22.11.2016 N 21-761/2016, которым возвращена жалоба названного лица на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.10.2016 N 12-149/2016, вынесенное в отношении Любименко А.В. (далее — Любименко А.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гильманова М.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11 апреля 2016 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 июня 2016 года и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 октября 2016 года, вынесенные в отношении Юшкевича А.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Хомчик В.В., рассмотрев надзорную жалобу адвоката Харьковского С.Г. — защитника Габриэляна Д.А. на постановление заместителя председателя Ленинградского окружного военного суда от 8 декабря 2016 г., вынесенное в отношении военнослужащего войсковой части .

Габриэляна Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.

12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Хачатуряна В.Э. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 28 июня 2016 года, решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 24 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 19 октября 2016 года, вынесенные в отношении Хачатуряна В.Э. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Кузьмина Л.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника центра — начальника отдела по ИАЗ ЦАФ АП ГИБДД МВД по Чувашской Республике N . от 22 марта 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г.

Чебоксары Чувашской Республики от 14 июня 2016 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 12 июля 2016 года и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 25 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Кузьмина Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Adblock
detector