Статья о фейках ук рф

1. Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК РФ).

Статья 207.3 УК РФ предусматривает ответственность за публичное распространение под видом достоверной заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Что это значит? Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. При этом согласно судебной практике вся информация, размещенная в Интернете, имеет свойство публичности. Заведомо ложной информацией считаются сведения, которые изначально не соответствовали действительности, о чем было известно их распространителю.

Ответственность наступит, если такая информация доведена до сведения двух или более человек в форме утверждения.

За совершение данного преступления максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет. Однако суд может назначить менее суровое наказание: штраф в размере от 700 000 до 1 500 000 руб., исправительные или принудительные работы.

Штраф может увеличиться до 5 000 000 руб., а срок лишения свободы – до 10 лет, если то же деяние совершено: с использованием своего служебного положения; группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой; с искусственным созданием доказательств обвинения; из корыстных побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.

Срок лишения свободы может увеличиться еще больше – до 15 лет, если распространение заведомо ложной информации повлекло тяжкие последствия. К таким последствиям относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, наступление катастрофы, аварии и др.

Накануне президент подписал соответствующие законы, которыми также вводится ответственность за призывы к введению санкций против России

2. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ).

Привлечь к ответственности по ст. 280.3 УК РФ могут в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных в статье целях. Сложность тут заключается в отсутствии единого понимания понятия «дискредитация».

Оно впервые использовано в законе, и практика еще не сформировалась. Под дискредитацией принято понимать умышленные действия, направленные на лишение субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета, имиджа. Следовательно, любые публичные действия граждан, которые совершены умышленно и противоречат официальной позиции Министерства обороны РФ, могут быть расценены как преступление.

Минимальное наказание за такое деяние – штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. Максимальное – лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Штраф увеличится до 1 000 000 руб., как и срок лишения свободы – до 5 лет, если публичные действия повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан или имуществу, привели к массовым беспорядкам, нарушили функционирование объектов жизнеобеспечения или общественной инфраструктуры.

Наступление ответственности по ст. 280.3 УК РФ возможно только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. Потому в КоАП РФ введена ст. 20.3.3, которая предусматривает наказание в виде штрафа от 30 000 руб.

3. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юрлиц (ст. 284.2 УК РФ).

Статьей 284.2 УК РФ предусмотрена ответственность для граждан РФ за призыв к осуществлению иностранным государством или международным объединением мер ограничительного характера, а именно за призыв к введению или продлению политических или экономических санкций в отношении России, ее граждан или российских юридических лиц.

Минимальным наказанием за данное деяние будет штраф в размере до 500 000 руб., максимальным – лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 200 000 руб.

Уголовная ответственность по ст. 284.2 УК РФ возможна только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное действие в течение года. Поэтому в КоАП РФ введена ст. 20.3.4, которая предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Действуем обдуманно

1. Уголовная ответственность по ст. 207.3 УК РФ наступает за распространение под видом достоверных ложных фактов об использовании Вооруженных Сил РФ.

Гражданину, подозреваемому в данном преступлении, нужно будет доказать, что он не знал о недостоверности распространенных сведений, т.е. их несоответствии официальной информации Минобороны России. При этом есть вероятность, что практика пойдет по пути домыслов.

Информация может быть расценена судом как ложная исходя из неких «общедоступных знаний». За этим может последовать вывод о том, что гражданин не мог не знать о ее недостоверности. Такой подход противоречит логике уголовного права, но, пока практика применения новых норм не сформировалась, гражданам следует проявлять осторожность.

До распространения сведений необходимо проверить их на достоверность и по возможности все зафиксировать.

Кроме того, ответственность предусмотрена за распространение ложной информации в форме утверждения. Следовательно, если в ней есть речевые маркеры, указывающие на то, что сведения получены из недостоверных источников, состав преступления отсутствует. Но опять же, пока не сложилась правоприменительная практика, следует с осторожностью распространять любую информацию о военных операциях российской армии.

2. Ответственность по ст. 280.3 УК РФ может наступить за любое публичное действие, расцененное как умаляющее авторитет Вооруженных Сил РФ.

Фактически даже негативное высказывание о российской армии может быть признано преступным. И имейте в виду: наказать могут за дискредитацию использования российских Вооруженных Сил, как и за распространение фейковых сведений, независимо от того, какую именно военную операцию российской армии гражданин имел в виду.

3. Ответственность по ст. 284.2 УК РФ возникает, только если человек публично призывает иностранное государство или международное сообщество ввести или продлить антироссийские санкции. Если же он просто высказал свое мнение о необходимости или правомерности примененных санкций, без призывов, то состава преступления не будет.

Граждане, привлеченные к административной ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ и призывы к введению ограничительных мер, в течение последующего года находятся в группе повышенного риска. В таких случаях разумнее прекратить высказывания о российской армии и ограничиться демонстрацией фотографий котиков.

Обратите внимание: под распространением информации в Интернете понимается в том числе предоставление доступа к ранее размещенным публикациям. Поэтому настоятельно рекомендуем удалить из социальных сетей «опасные» записи, сделанные до появления в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях новых статей.

(За кражу могут лишить свободы на 5 лет, а за государственную измену – на 20 лет. Как случайно не стать госизменником – читайте в материале «Юридические советы в условиях проведения спецоперации на Украине». А обвинений в воровстве из-за находки помогут избежать советы в материале «Как не стать преступником?»)

Распространение информации в настоящее время балансирует на грани паники, и власть вынуждена оперативно и жестко реагировать на фейки.

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти изменения обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности.

Михаил Хохолков, ведущий юрист INTELLECT, рассказывает о новых видах ответственности за публикацию недостоверной информации.

Административная ответственность за распространение информации

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

1. Согласно новой части 10 1 статьи 13.15 КоАП, ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн рублей до 3 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Частью 10 2 статьи 13.15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Наказание – административный штраф для юридических лиц в размере от 3 млн до 5 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Субъектами данных административных правонарушений (части 10 1 и 10 2 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица.

3. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10 1 или 10 2 указанной статьи КоАП.

Процедура привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Для квалификации административного правонарушения по частям 9-11 статьи 13.15 КоАП распространяемая информация должна:

  • быть общественно значимой (носить публичный характер);
  • быть заведомо недостоверной, но выдаваемой за достоверную (лицо должно осознавать, что оно распространяет именно недостоверную информацию под видом достоверной);
  • создавать реальную и осуществимую угрозу:
    • причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, нанесения вреда имуществу;
    • массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;
    • создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в части 101 статьи 13.15 КоАП признаются:

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
• чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения).

Поступившая в органы внутренних дел сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, принимаются и регистрируются в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. №736.

В ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о правонарушениях, предусмотренных частями 10 1 , 10 2 , 11 статьи 13.15 КоАП устанавливаются:

  • факт распространения в средствах массовой информации или Интернете сведений, составляющих объективную сторону указанного правонарушения (по частям 10 1 , 10 2 , 11 статьи 13.15 КоАП);
  • несоответствие распространяемой информации официальным данным – путем ее сопоставления со сведениями компетентных источников, в том числе посредством запроса при необходимости информации в уполномоченных органах (организациях);
  • причинно-следственная связь действия с наступлением общественно-вредных последствий;
  • отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных УК;
  • лицо, совершившее правонарушение;
  • при необходимости – свидетели, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Кроме того, осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении: фото- и киносъемка, аудио- и видеозапись и др.

При поступлении в орган внутренних дел сообщения/заявления о распространении под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, а также при непосредственном выявлении указанных признаков правонарушения источник распространения этой информации устанавливается через оперативное подразделение территориального органа МВД России, на которое возложены функции мониторинга ресурсов Интернета (например, подразделения по противодействию экстремизму, подразделения специальных технических мероприятий).

О возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.15 КоАП, в течение 24 часов (в письменном виде) уведомляются органы прокуратуры (по месту составления протокола об административном правонарушении) с направлением им соответствующих материалов, необходимых для принятия мер по удалению запрещенной информации. (Генеральный прокурор РФ и его заместители наделены полномочием обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, ее распространяющим, если информация не была удалена.).

Не забывайте и о том, что привлечение СМИ к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в течение года более двух раз является основанием для аннулирования регистрации СМИ. Также продолжают действовать нормы о блокировке сайтов (подробнее о процедуре блокировки читайте в материале «Коронавирус и закон о фейках»).

Adblock
detector