Жилищный фонд

§ 3 Учет жилищного фонда В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ.

4.3. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

4.3. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным

8.1. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда и их предоставление

8.1. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда и их предоставление Особый правовой режим законодательством установлен для специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых помещений, предоставляемых отдельным

Состав и структура жилищного фонда

Состав и структура жилищного фонда Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Состав и структура жилищного фонда определены ст. 19 ЖК.В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:? на частный

Капитальный ремонт жилищного фонда

Капитальный ремонт жилищного фонда Находящийся в пользовании жилищный фонд по строительным нормам должен эксплуатироваться в течение не менее 100 лет. Однако, чтобы обеспечить такой срок службы домов, требуется их регулярный и своевременный ремонт – по нормам через

Комментарий к Ст. 19 Жилищного кодекса РФ

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые помещения в нежилых помещениях; специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан (утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа), специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты (для инвалидов, ветеранов и др.)), квартиры, служебное жилье, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для постоянного проживания.

Помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями торгового, коммунально-бытового, медицинского обслуживания в жилых домах, исключаются из жилого фонда.

Из жилищного фонда также исключаются жилые помещения в случаях их перевода в нежилые помещения (ст. 22 Кодекса), а также признания их непригодными для проживания.

Как правило, к жилищному фонду (по правовому режиму использования) не относятся жилые помещения, находящиеся в посольствах, представительствах, консульских учреждениях иностранных государств на территории Российской Федерации.

2. 1) К частному жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях (при наследовании, дарении);

к частному жилищному фонду относятся также жилые помещения, принадлежащие на правах собственности юридическим лицам: товариществам, обществам; жилищным, жилищно-строительным кооперативам (с не полностью выплаченным паевым взносом).

2) К государственному жилищному фонду принадлежит ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.

К жилищному фонду субъектов Российской Федерации относятся жилищные помещения, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления соответствующего субъекта, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

3) Муниципальный жилищный фон образуют жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования (района, города), а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

4) Общественный жилищный фонд принадлежит общественным образованиям и объединениям на праве собственности.

3. Классификация жилищных фондов по целям использования является производной от их классификации по формам собственности. В процессе их использования по целям решающее значение придается форме собственности.

1) Возведенные жилые объекты распределяются на основе планов социально-экономического развития регионов и передаются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям на правах собственности для целевого использования, прежде всего, заключения договоров социального найма с гражданами, признанными малоимущими.

2) За счет государственного, муниципального жилищных фондов образуются специализированные жилищные фонды: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92 Кодекса).

3) Индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, построенных или приобретенных гражданами за счет собственных средств и используемых ими для своего проживания и проживания членов своей семьи. Жилые дома и жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам, к индивидуальному жилищному фонду не относятся (жилые фонды обществ, товариществ, кооперативных, общественных и других организаций и объединений).

4) Жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, используемых для проживания граждан на условиях возмездного пользования (на основе договора коммерческого найма) (см. комментарий к п. «б» ч. 2 ст. 30 Кодекса).

4. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 13 октября 1997 г. «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утвердило специальное Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации .

———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42.

Ст. 4787.

Государственному учету жилищного фонда подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежитие, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для постоянного проживания .
———————————
Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утверждена Приказом Минземстроя от 4 августа 1998 г. (с изм.

от 4 сентября 2000 г. Госстроем Российской Федерации) // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2000.

N 5.

5. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет (техническая инвентаризация и техническая паспортизация), осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Классификация жилищного фонда в зависимости от цели использования

Классификация жилищного фонда по целям использования во многом зависит от того, к какой форме собственности относятся те или иные помещения.

Социальный фонд состоит из государственного или муниципального жилья, предоставляемого гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Договор социального найма имеет ряд характерных особенностей. Его объектами всегда выступают дома, квартиры или комнаты, изолированные от других жилых помещений.

В качестве наймодателя по договору социального найма выступает орган государственной или муниципальной власти, а в качестве нанимателя – конкретный гражданин. Члены его семьи также пользуются правами и исполняют обязанности, связанные с проживанием в предоставленном помещении.

Специализированный фонд составляют следующие объекты недвижимости:

  1. служебное жилье;
  2. общежития;
  3. дома для престарелых и инвалидов;
  4. интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. помещения, предназначенные для беженцев и вынужденных переселенцев.

Большая часть специализированного жилищного фонда находится в собственности органов государственной власти и местного самоуправления. Эти помещения, как правило, используются для временного проживания студентов, рабочих или служащих, в связи с учебой или исполнением профессиональных обязанностей.

Индивидуальный фонд принадлежит гражданам или юридическим лицам. Владельцы жилья и члены их семей постоянно проживают в своих домах, квартирах или изолированных комнатах. Права и обязанности собственников данных помещений определены действующим Жилищным кодексом РФ.

Коммерческий фонд используется для извлечения прибыли. Он представляет собой совокупность помещений, предоставляемых людям или организациям по договорам аренды или найма.

Объекты коммерческого фонда могут принадлежать как органам государственной и муниципальной власти, так и гражданам или юридическим лицам, которые вправе сдавать свои дома или квартиры на возмездной основе.

Жилищный фонд коммерческого использования подлежит государственному учету. Порядок этой процедуры установлен соответствующими нормативными актами Правительства России. Речь идет об обязательной технической инвентаризации и паспортизации объектов недвижимости с оформлением надлежащих документов.

Технические паспорта жилых помещений являются подтверждением их соответствия установленным строительным, санитарным, экологическим и иным нормативам.

Регулирует Закон

Как известно, 15 лет назад был принят Закон «О приватизации жилищного фонда РСФСР». К этому времени в частной собственности находилось уже 63% жилья. Для сравнения в 1990 году его доля составляла всего 33%.

Естественно, часть муниципального жилищного фонда понизилась почти наполовину.

Этот Закон был принят в фарватере более позднего законодательного акта «Об основах федеральной жилищной политики».

Устанавливалась единая политика, предусматривающая, что частная собственность на жилье не может быть ограничена по размерам, площади и количеству объектов. Все объекты должны быть зарегистрированы в органах местных администраций. Принудить расстаться с собственностью может только суд.

Что представляет собой Госфонд жилья

В Государственный фонд входят все строения и помещения ведомственного жилья и находящиеся в оперативном хозяйственном управлении госучреждений. В него также входят жилые здания, помещения, находящиеся в оперативном управлении субъектов России.

Это могут быть госпредприятия, учреждения, являющиеся собственностью какого-либо субъекта России.

Стоит отметить важную деталь. РФ передало право управления своим жилищным фондом соответствующим органам власти. Для примера скажем, что Мингосимущество получило такое право.

Общественный фонд жилья

Жилая недвижимость, которая является собственностью общественных организаций, составляет обособленный жилищный фонд.

Но, в принципе, такое жилье можно отнести к видам частного владения, поскольку

общественные организации являются некоммерческими структурами и создаются

на основе добровольного объединения граждан для достижения конкретных целей, которые прописываются в Уставе.

Обеспеченность россиян жильем

Сегодня площадь жилого фонда жилья России достигла астрономической цифры в 3,3 миллиарда квадратных метров.

Активный прирост наблюдался в 70-80 годы прошлого столетия. Ежегодно

принималось в эксплуатацию до 76 миллионов квадратных метров жилой площади.

За последние десять лет существования СССР жилфонд страны увеличился в полтора раза.
Однако, начиная с 1982 года, темпы снизились до 41 миллиона квадратных метров

и начали расти только с 2005 года.

Но догнать советские показатели никак не удается. За период с 2005 по 2011 год жилфонд России увеличился всего на 11,25 %.

Необходимо признать, что положение с обеспеченностью россиян комфортным современным жильем более чем скромное.

Три года назад в среднем на одного россиянина приходилось всего 23 квадратные метры жилой площади. Это в два раза меньше, чем в развитых странах Запада.

Положение с обеспеченностью россиян комфортным современным жильем более чем скромное

В Соединенных Штатах Америки показатель равняется 75, в Англии — 62, Германии 45 квадратных метров.

Это говорит о том, что Россия не достигла минимума по площади жилья на одного человека, который должен составлять 28 квадратных метров.

Социальные стандарты ОНН предусматривают на одного человека 30 квадратных метров жилой площади. Это почти в два раза больше, чем предлагает социальная норма в России. Она равняется всего 18-ти квадратным метрам.

Благоустройство и его уровень

По благоустройству жилья России нужно еще много работать, что бы, хотя приблизиться к среднестатистическому европейскому стандарту.

Только 78 процентов жилого фонда оборудовано водопроводом. Канализацией обеспечено 74 процента и 67 процентов имеют душ, ванну.

В сельской местности России и того хуже. Здесь обеспечены водопроводной водой 46 процентов фонда жилья, когда в США все 100 процентов. Близко к этому показателю и Европа.

Так и с газификацией. В РФ жилищный фонд обеспечен природных и сжиженным газом на 69 процентов, когда в Австрии, Финляндии и Дании этот показатель равен 98 процентов.

Виды жилых помещений в зависимости от форм собственности

Жилищный Кодекс РФ приводит классификацию жилищного фонда в зависимости от формы собственности, в которой находится помещение.
Все количество жилых строений и квартир можно распределить на три группы:

  • Частный фонд, т.е. принадлежащий гражданам РФ и других стран, а также юридическим лицам, включая общественные, религиозные или благотворительные организации. Независимо от того на сколько лиц оформлена собственность (индивидуальная или коллективная), она считается частной, т.е. отделенной от государственной собственности.
  • Государственный фонд, принадлежащее федерации или субъектам РФ так называемое ведомственное жилье, которое находится в ведении и хозяйственном управлении соответствующих органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести жилье специализированного фонда, в котором проживают военные в закрытых городках. Оно не подлежит приватизации. Основное управляющее лицо – Федеральное агентство, созданное для управления федеральным имуществом.
  • Муниципальный фонд во многом аналогичен государственной категории, но его собственником являются муниципальные образования, а управление осуществляют учреждения или предприятия муниципального подчинения. Например, дома для временного отселения, существующие на балансе органов ЖКХ муниципального значения.

Принадлежность закрепляется в юридических документах на право собственности и фактически подтверждается правами пользования и распоряжения, принадлежащими владельцу. Таким образом только собственник имеет право:

  • передать объект другому лицу во временное пользование (аренда или найм);
  • сделать его объектом залога;
  • продать, подарить, завещать или другим способом передать право собственности.

Законодательно не ограничены права лиц иметь в своей собственности любое количество жилых помещений, не существует ограничений и по стоимости жилья.

Виды жилых помещений в зависимости от целей использования

Для всех объектов жилищного фонда существует единая цель использования – проживание людей на постоянной или временной основе. Существует внутренняя классификация целей и характера использования жилых помещений, приведенная в ЖК РФ. В соответствии со статьей 19 все жилые объекты делятся на четыре основные группы:

  • Жилье социального назначения, которое распределяется между гражданами в соответствии со специальным порядком и очередностью путем заключения договоров на социальный наем жилья. До недавнего времени такое жилье составляло основную долю в общем количестве жилищного фонда. В результате массовой приватизации социальное жилье переходит в другую категорию.
  • Помещения индивидуального жилищного фонда находятся в частной (личной или коллективной) собственности и используются владельцами для проживания, включая членов семей и других лиц с разрешения собственника.
  • Жилищный фонд специализированного назначения находится в собственности федеральных или муниципальных органов и предоставляется в качестве временного жилого помещения. Такой фонд чаще называют ведомственным и квартиры или комнаты в нем выдаются гражданам на период работы, службы или выполнения каких-либо функций.
  • Коммерческий жилой фонд специализированного назначения предназначается для передачи пользователем на платной основе и служит источником доходов для собственников (аренда, субаренда).

По организационной структуре жилые помещения можно разделить на:

  • жилые здания с отдельными квартирами;
  • общежития, в которых объектом жилья служит комната или место в комнате;
  • здания казарменного типа;
  • дачные строения;
  • жилые индивидуальные дома, принадлежащие одному владельцу в целом или частично.

Жилые помещения не теряют своего назначения при использовании их для предпринимательской деятельности, например, адвокатской, лечебной, педагогической и так далее.

Мониторинг использования жилищного фонда

29 октября 2014 года Правительством РФ было принято постановление № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности», которым предусматривается регулярное ежегодное проведение мониторинга вопросов по использованию и обеспечению сохранности жилищного фонда.

Мониторинг использования жилищного фонда необходим для получения объективной и своевременной информации об общем состоянии жилых строений, систематизации данных и дальнейшего использования в ходе принятия решений на уровне муниципальных, территориальных или федеральных властей.
Для подготовки мониторинга разработан порядок представления информации, сроки и форма ее передачи, а также итоговые показатели, которые необходимо получить в ходе мониторинга.

Порядок мониторинга предусматривает получение следующих видов информации:

  • сведения из электронных паспортов жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, обобщаемые на уровне органов самоуправления на местах;
  • данные от органов жилищного надзора, полученные ими в течение своей деятельности.

Перечисленные сведения формируются до 1 февраля ежегодно, а затем в месячный период региональные органы обобщают их и передают на федеральный уровень для проведения анализа, выявления проблемных территорий и направлений, и отражения полученной информации для подготовки государственных программ.

Adblock
detector