Собственник земельного участка имеет право

Собственник, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право (Статьи 40, 41 ЗК РФ):

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

    Перечень прав по использованию земельных участков, установленный статьей 40 ЗК РФ, не является исчерпывающим: законодательством могут быть установлены и иные права.

    Какими обязанностями наделен правообладатель земельного участка?

    В соответствии со статьей 42 ЗК РФ установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, согласно которого, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
  • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременно производить платежи за землю;
  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
  • выполнять иные требования, предусмотренные ЗК, федеральными законами.

    Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

    Согласно положениям части 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков, установленных статьей 42 ЗК РФ в том числе включена обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ.

    В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром ) закрепление границ объектов землеустройства межевыми знаками осуществляется как один из этапов при проведении межевания.

    Предварительно согласованные со всеми заинтересованными лицами границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

    За уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков в соответствии с частью 1 статьи 7.2 КоАП РФ собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. За данное нарушение налагается административный штраф на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Комментарии к ст. 40 ЗК РФ

    1. Представленный в комментируемой статье перечень прав собственников земельных участков оставлен российским законодателем открытым. В статье 40 ЗК РФ содержатся лишь основные, самые распространенные права собственников земельных участков на их использование.

    Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.

    Нормы комментируемого Кодекса, закрепляющие названное право, коррелируют с нормами Федерального закона «О недрах», устанавливающими условия реализации права собственника, владельца земельного участка использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О недрах» собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Закрепленное на федеральном уровне право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые находит отражение и в законодательстве субъектов РФ. Так, согласно положениям ст. 16 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г.

    N 1105 ВХ-1 «О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва» собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, непосредственно для своих нужд. При этом устанавливается правило, согласно которому в случае реализации полезного ископаемого либо созданной на его базе продукции организация обязана оформить лицензию .

    Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 вх-1 «О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва» // Тувинская правда. 2005. 25 марта.

    Более чем в 50 субъектах РФ действуют региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О недрах» формируются совместно федеральными и региональными органами государственной власти. Такие перечни утверждены в Астраханской , Мурманской , Ростовской , Тверской областях и других субъектах РФ.

    Как правило, указанные перечни включают такие общераспространенные полезные ископаемые, как галька, гравий, валуны, диатомит, трепел, опока, спонголит, доломиты, известняки и др.

    Распоряжение МПР России N 35-р, Правительства Астраханской области N 319-ПР от 4 июня 2007 г. «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области» // БНА ФОИВ. 2007. N 28.

    Распоряжение МПР России N 66-р, Администрации Мурманской области от 10 декабря 2007 г. N 355-рп «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Мурманской области» // БНА ФОИВ. 2008. N 3.

    Распоряжение МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. N 441-р «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области» // Российская газета. 2004. N 5.

    Распоряжение МПР России N 50-р, Администрации Тверской области N 469-РА от 23 октября 2006 г. «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области» // БНА ФОИВ. 2006. N 49.

    Из содержания ст. 19 Федерального закона «О недрах» следует, что порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков определяется региональными государственными органами исполнительной власти самостоятельно.

    В качестве иллюстрации представим Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков на территории Ставропольского края, утв. Постановлением правительства Ставропольского края от 29 января 2007 г. N 10-П.

    Сразу отметим, что названный порядок распространяется на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах без применения взрывных работ:

    добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

    строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров (хранилища, гаражи, погреба, выгребные ямы, котлованы, бассейны и т.п.);

    устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения .

    Постановление Правительства СК от 29 января 2007 г. N 10-п «О порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков на территории Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2007.

    N 17. Ст. 6256.

    До начала выполнения перечисленных выше работ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны получить:

    1) в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:

    а) для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых:

    разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

    заключение об отсутствии (или наличии) в границах земельного участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе;

    б) для осуществления устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин — заключение о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является (или является) источником централизованного водоснабжения;

    2) в органе местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, в границах которого предполагается осуществить строительство подземного сооружения или устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины, — разрешение на строительство подземного сооружения или соответственно разрешение на устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины.

    Названные разрешения и заключения выдаются на основании письменных заявлений собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, которые рассматриваются указанными выше органами публичной власти в течение 10 дней после их поступления.

    К числу прав собственника земельного участка отнесено такое важное право, как право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

    Обязательным требованием земельного законодательства, которому должен следовать собственник земельного участка, реализуя названное право, является соблюдение целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования. Целевое назначение земельного участка и вид разрешенного использования определяются отнесением его к той или иной категории земли (см. настоящий комментарий к ст.

    7).

    Реализация права собственника земельного участка на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений возможна только при условии соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ.

    Показательно в этом отношении Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2006 г. N А39-1473/2005-78/16. Суд признал строение самовольно возведенным ввиду отсутствия разрешения на строительство, ссылаясь в том числе и на норму подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.

    В соответствии с положениями ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент — это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, именно градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

    При установлении градостроительных регламентов всегда учитываются: фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон; требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

    Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Исключение из этого правила составляют земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых. На указанные земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется.

    Возведение объектов капитального строительства на земельном участке собственником такого участка возможно только при условии соблюдения природоохранных требований, предусмотренных экологическим законодательством.

    Так, согласно положениям ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При этом запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

    Также при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В числе прав собственника земельного участка в комментируемой статье названо право на проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ в соответствии с разрешенным использованием и в соответствии экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями законодательства РФ.

    Поскольку мелиорация земель осуществляется в целях сохранения и повышения плодородия земель, то собственник земельного участка вправе осуществлять проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

    Общий порядок проведения мелиоративных мероприятий в РФ регламентируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель». Указанным Законом определяются типы и виды мелиорации земель, которые вправе проводить собственники земельных участков в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.

    Так, в целях улучшения заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды, собственник земельного участка может проводить гидромелиорацию земель. В случае возникновения необходимости улучшения земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений собственником земельного участка может быть проведена агролесомелиорация земель. Кроме того, собственники земельных участков вправе осуществлять культуртехническую и химическую мелиорацию земель.

    Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, а химическая — в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.

    Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.

    2. Комментируемым пунктом закрепляется правило, согласно которому объекты права собственности — посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации — следуют судьбе земельного участка, т.е. являются собственностью собственника земельного участка.

    Исключение из этого правила составляют случаи, когда собственник земельного участка передает свой участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

    Какими правами обладает собственник земельного участка

    Простым языком, собственник земельного участка имеет право определять судьбу имущества независимо и самостоятельно. Обладая юридическими правами, собственник может распоряжаться землей по своему усмотрению. Кроме этого, право распоряжаться имуществом позволяет:

    • продавать землю;
    • передавать имущество во временное пользование, владение и распоряжение;
    • выставлять землю в качестве залога или обременения.

    Современные формы пользования землей

    По прямому назначению:

    1. построить дом или иные здания (сооружения), в зависимости от разрешенного использования и регламента развития застройки населенного пункта в перспективе, с соблюдением природоохранных, санитарных норм и противопожарной безопасности;
    2. добывать воду в подземных (скважины) или поверхностных источниках (пруды), расположенных на участке;
    3. благоустраивать, орошать или осушать территорию;
    4. выращивать фрукты и овощи, домашних животных, разводить на участке пчел для нужд семьи.
    1. передавать земли во временное пользование за плату, в качестве предмета аренды;
    2. предоставлять землю в постоянное (бессрочное), срочное безвозмездное пользование или пожизненное владение, с возможностью наследования.

    Правоустанавливающие документы на земельный участок

    Факт возникновения законных прав на собственность должен иметь документальное подтверждение. Документы на землю, которые хранятся в семейных архивах — срока давности не имеют, государство гарантирует их актуальность. Правомерность документов в юридических сделках подтверждает регистрация в РосРеестре.

    Право собственника на землю находит отражение в первичных документах, согласно которым земля перешла в собственность гражданина:

    1. акты о выделении земли уполномоченными органами;
    2. договора покупки, дарения, обмена;
    3. свидетельство о получении наследства;
    4. судебные решения в пользу собственника;
    5. приватизация земли под существующим строением, которое принадлежит собственнику участка.

    При регистрации прав на недвижимое имущество оформляют правоудостоверяющие документы, к которым относятся:

    • свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН;
    • свидетельство о пожизненном владении землей;
    • свидетельство о праве бессрочного владения землей;
    • государственный акт на право пользования или на право собственности.

    Сведения, которые указаны в правоудостоверяющих документах, должны совпадать и подтверждать данные первоисточника. Документы, устанавливающие право на имущество, выданные до введения Земельного Кодекса России, обладают бессрочными полномочиями. Правоустанавливающие документы необходимо корректировать и обновлять каждые 5 лет, согласно регламенту.

    Права собственника ЗУ

    Сначала разберемся, какие права имеет собственник земельного участка. В соответствии с п. 1 ст.

    209 ГК РФ, правообладатель земельного участка обладает всеми стандартными основными правами, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться землей. При этом, они реализуются со своими особенностями и ограничениями, установленными, в частности, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законом об обороте земель сельхозназначения.

    В том числе, собственник земельного участка имеет право следующее:

      Использовать ресурсы, находящиеся под участком: полезные ископаемые, подземные пресные воды. Делать это разрешено исключительно для своих нужд и нельзя передавать другим лицам (см. пп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и ст. 19 Закона о недрах). Список общераспространенных полезных ископаемых принят в каждом субъекте Российской Федерации на базе Рекомендаций, утвержденных Распоряжением МПР РФ от 7 февраля 2003 г. № 47-р.

    Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ, правомочия собственника использовать все, что существует под участком, ограничены лишь законами, а также обязанностью не нарушать права третьих лиц.

    Другие акты, такие, как распоряжения органов местного самоуправления, правам собственника не помеха и никак их ограничивают (см. Определение ВС РФ от 6 апреля 2016 г. №44-АПГ16-7).

    В ряде случаев строительство на участке может быть вообще запрещено.

    Если ЗУ находится в охранной зоне объекта культурного наследия, строить на такой земле не получится (см. п. 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).

    Как собственник вы имеете право продавать и дарить участок, отдавать его в залог, сдавать в аренду и распоряжаться им каким-то другим образом при условии, что данная земля не исключена из оборота или же не ограничена в нем (п. 1 ст. 260 ГК РФ).

    Если вы собираетесь продать свой ЗУ, можете воспользоваться унифицированным договором, подготовленным нашими специалистами:

    Скачать Договор купли-продажи земельного участка

    Ответственность за неправильное использование ЗУ

    Рассмотрим, какая существует ответственность собственника земельного участка, если был нарушен закон.

    Одна из ключевых обязанностей собственника и пользователя ЗУ и лиц, которые таковыми не являются — это использовать участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к определенной категории земель и разрешенным использованием.

    Если обязанности по использованию земель не исполняются в соответствии с их целевым назначением или исполняются, но ненадлежащим образом, то собственника ЗУ (либо лицо, не являющееся собственником ЗУ) могут привлечь к административной ответственности в соответствии с российским законодательством.

    Согласно содержанию положений ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование ЗУ не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и разрешенным использованием либо неиспользование ЗУ, который предназначен для сельскохозяйственного производства или строительства, в указанных целях в течение срока, установленного ФЗ, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс.

    до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юрлиц – от 40 тыс.

    до 50 тыс. руб.

    К обязанностям собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию ЗУ, установленных ст. 42 ЗК РФ, относится также обязанность сохранять спецзнаки, установленные на ЗУ в соответствии с законодательством.

    Согласно методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром), закрепление границ объектов землеустройства межевыми знаками производится как один из этапов в ходе проведения межевания.

    Предварительно согласованные с заинтересованными лицами границы ЗУ закрепляются межевыми знаками, которые фиксируют на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

    За уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков в соответствии с частью 1 статьи 7.2 КоАП РФ, собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. За данное нарушение налагается административный штраф на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Если собственник земельного участка использует земли, нарушая законодательство, владельцу грозит административная ответственность. Наши юристы удаленно объяснят, как правильно пользоваться землей, чтобы избежать неблагоприятных последствий, помогут доказать, что нарушений не было, в случае если вы уверены в своей правоте, подготовят все требуемые документы.

    Как понять, какие правила и нормативы надо соблюдать

    Наиболее простой способ узнать о существующих правилах — изучить градостроительный план ЗУ (ГПЗУ). В градостроительном плане содержатся требования градостроительных регламентов, применяемых к ЗУ. Также он может содержать данные о зонах с особыми условиями, содержащих требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

    ГПЗУ не дает исчерпывающих сведений обо всех правилах и нормативах, подлежащих соблюдению собственником земель. Тем не менее, градостроительный план ЗУ значительно облегчает понимание обязанностей и ограничений, возложенных на владельца объекта недвижимости. План выдает местная администрация по письменному запросу собственника ЗУ или арендатора.

    Это бесплатная услуга.

    Судебная практика: признание права собственности на объект отсутствующим

    Суд пришел к заключению, что спорное здание — это не объект капитального строительства, и что оно не может быть отнесено к объектам, право собственности на которые подлежит госрегистрации (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    С учетом того, что у ответчика в настоящее время не оформлены какие-либо права на земельный участок, а срок исковой давности не пропущен, суд пришел к выводу, что регистрация права собственности ответчика на данный объект и его нахождение на участке нарушают права г. Москвы, как собственника ЗУ. В данной части исковые требования были удовлетворены (Определение ВС РФ от 8 июля 2021 г.

    №305-ЭС21-10121, дело №А40-94009/2018).

    Важно! Главная причина обращения в суд в подобных случаях — невозможность собственника ЗУ использовать участок по назначению, т.к. на нем находится спорный объект.

    Частые вопросы

    Права на земельный участок возникают с момента госрегистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом РФ.

    Право частной собственности на землю — одна из форм права собственности, при которой правами пользования, владения и распоряжения ЗУ обладают физ- и юрлица. Объект права частной собственности на землю — это индивидуально-определенный ЗУ, который перешел к определенному субъекту в установленном порядке и находится в его владении, пользовании и распоряжении.

    Право частного владения землей — вид собственности, при которой владение и распоряжение ею принадлежит физлицу или организации. Предмет отношений в данном случае — участок в границах, установленных законом.

    Российским законодательством предусмотрены такие виды прав на земельные участки: собственность (ст. 15 ЗК РФ), аренда (ст. 22 ЗК РФ), право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут) (ст. 23 ЗК РФ), безвозмездное пользование ЗУ (ст. 24 ЗК РФ).

    У арендатора, получившего землю в аренду, есть право владеть ЗУ и пользоваться им, то есть извлекать из земли полезные свойства и приобретать по закону и в соответствии с договором право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные им в результате использования земель. В то время как за собственником остается право распоряжаться ЗУ, однако с условием соблюдения законодательных и договорных требований, которые предъявляются к арендодателю.

    Земля общего пользования находится в гос. собственности либо принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд подобные территории можно или арендовать, или взять в безвозмездное бессрочное пользование, однако с сохранением права общего представления.

    Претендент на такую землю должен обратиться с соответствующим заявлением в администрацию и предоставить пакет требуемых документов.

  • Adblock
    detector