Окончание предварительного расследования

1. Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

2. Комментируемая статья содержит общие положения о видах окончания предварительного расследования. Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК).

3. Предварительное расследование оканчивается: при производстве следствия — составлением обвинительного заключения (обвинительного акта — в случае производства дознания, а при производстве дознания в сокращенной форме — обвинительного постановления) при доказанности виновности лица в совершении преступления с последующим направлением уголовного дела через прокурора в суд; прекращением уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в ст. ст.

24 — 28.1 УПК РФ; вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия.

4. Порядок окончания предварительного расследования регулируется гл. 29 — 32, 32.1 УПК РФ.

5. Уголовно-процессуальному законодательству известен специфический институт, с помощью которого в том числе решаются вопросы борьбы с преступностью и нарушениями закона, выявленными в ходе расследования преступления. Часть 2 ст.

158 УПК предусматривает полномочие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа по внесению представления о принятии мер об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также нарушений закона, не связанных непосредственно с преступлением. Оно вносится в соответствующую организацию независимо от вида или должностному лицу.

6. Внесение представления позволяет руководителю следственного органа, следователю, дознавателю оперативно реагировать на выявленные нарушения, чтобы исключить повторения нарушений закона и не допустить существования впредь обстоятельств, которые облегчали совершение преступления и содействовали наступлению преступного результата, формировали у обвиняемых или подозреваемых решимость совершить преступление. Кроме того, руководитель следственного органа, следователь и дознаватель вправе отреагировать на любое обнаруженное нарушение закона, тем самым предупреждая совершение преступлений и правонарушений другого рода, нежели расследуемое.

7. Несмотря на то что в ч. 2 ст.

158 УПК закреплено право следователя и дознавателя по внесению представления, к возможности внесения представления следует относиться как к полномочию органов расследования, учитывая цели данного действия. То есть это не только право, но и обязанность — отреагировать установленным образом на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на выявленные другие нарушения закона. Такой вывод следует из того, что рассматриваемые обстоятельства включены в круг фактов, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, и эта обязанность возлагается в ходе досудебного производства на органы расследования и прокурора (см.

ч. 2 ст. 73, ст.

85 и ч. 1 ст. 86 УПК).

8. Представление может быть внесено только субъектам, указанным в ч. 2 ст.

158 УПК, т.е. в соответствующую организацию, учреждение или должностному лицу. Представление допустимо вносить и вышестоящим должностным лицам и организациям, если это будет способствовать более эффективному принятию мер по устранению нарушений закона подчиненными им организациями, учреждениями и должностными лицами.

Целесообразно вносить представление вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую организацию в том случае, когда выявленные нарушения имеют значительное распространение.

9. Представления вносятся в письменной форме и рассматриваются как процессуальный документ, поэтому они должны приобщаться к материалам уголовного дела.

10. Процессуальные действия органы расследования вправе производить только по находящимся в их производстве уголовным делам, что предопределяет возможность направления представления следователем и дознавателем только в период предварительного расследования, во всяком случае до его окончания. Руководителем следственного органа представление может вноситься без принятия дела к своему производству, но в период предварительного расследования.

11. По одному уголовному делу допустимо внесение нескольких представлений в различные организации, учреждения и различным должностным лицам. В одну и ту же организацию предпочтительно вносить одно представление, хотя отсутствует запрет на внесение и нескольких представлений.

12. Содержание представления должно включать указание на полное наименование организации или должностного лица, в чей адрес оно вносится; общее наименование документа; краткое изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на установленные случаи нарушений закона со ссылкой на соответствующие правовые нормы, нарушение которых имело (имеет) место; изложение доказательств установленных фактов нарушений закона; общее указание на необходимость принятия мер (без конкретизации того, какие меры должны быть предприняты, так как этот вопрос находится в компетенции соответствующего должностного лица или организации, учреждения) по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона; кто обязан принять меры для устранения нарушений закона; срок рассмотрения представления и направления ответа на него.

13. Представление должно быть конкретным и вноситься только тогда, когда действительно иными мерами невозможно восстановить режим законности. Лишено смысла представление, если организация или должностное лицо приняли или принимают меры по устранению нарушений закона.

14. Внося представление, следователь и дознаватель не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность адресатов представления. Например, в решение кадровых, экономических, организационных и т.п. вопросов.

15. Положительной является практика рассмотрения представления с участием руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, прокурора.

16. Информация, полученная при расследовании уголовного дела о нарушениях закона, может служить сигналом для проведения прокурором общенадзорной проверки. Такая форма взаимодействия является оправданной при значительных масштабах нарушений, в особенности выходящих за рамки обстоятельств расследуемого преступления.

В такой ситуации внесенное прокурором представление можно рассматривать и как акт реагирования на нарушения, выявленные в связи с расследуемым преступлением.

17. Максимальный срок для реализации представления с получением ответа следователем или дознавателем о принятых мерах — один месяц со дня вынесения представления.

18. Допустимым является проведение проверки факта принятия мер по устранению нарушений закона. Такое действие предпочтительно выполнить прокурору.

Окончание предварительного расследования: сущность и виды

Термин «окончание предварительного расследования» в УПК РФ употребляется 12 раз. При этом ст. 5 УПК РФ не содержит его определения.

Употребление этого термина в законе чаще увязывается с возникновением права заинтересованных участников (потерпевшего, обвиняемого, защитника, и др.) знакомиться со всеми материалами уголовного дела (п. 12 ч. 2 ст.

42, п. 12 ч. 2 ст.

47, п. 7 ч. 2 ст.

53, ст. 54, п. 7 ст.

426, п. 6 ч. 2 ст.

437 УПК РФ). Или как рубеж, после которого нельзя производить такие следственные действия как контроль и запись переговоров (ч. 5 ст.

186 УПК РФ), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ч. 7 ст. 186.1 УПК РФ), а также арест на почтово-телеграфные отправления (ч.

6 ст. 185 УПК РФ). Содержание ст.

158 УПК РФ, названной «Окончание предварительного расследования», придает одноименному термину значение процедуры (порядка), изложенной в главах 29-32 УПК РФ.

Анализ указанных норм и взаимосвязанных с ними иных положений закона позволяет рассматривать «окончание предварительного расследования» в нескольких аспектах:

  1. как условие возникновения у заинтересованных участников уголовного процесса права ознакомиться со всеми материалами уголовного дела;
  2. как безусловное прекращение производства некоторых следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан;
  3. как итоговое процессуальное решение по уголовному делу в досудебных стадиях уголовного процесса (постановление о прекращении уголовного дела);
  4. как строго регламентированную законом процедуру (порядок) завершения досудебного производства по уголовному делу;
  5. как уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм права, регламентирующих группу однородных общественных отношений.

Однако в теории уголовного процесса, в том числе учебной литературе, анализируя понятие «окончание предварительного расследования», чаще говорят об этапе (части) предварительною расследования. Действительно, если делить процесс расследования на части (общепринято выделять три части: первоначальный, последующий, заключительный), то окончание предварительного расследования — это его последняя часть, где следователь, дознаватель подводят итоги предварительного расследования, анализируют и оценивают собранные доказательства, проверяют всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств уголовного дела, систематизируют материалы уголовного дела, формулируют и обосновывают выводы по существу уголовного дела. При необходимости они принимают меры по устранению пробелов в системе доказательств и установленных обстоятельствах совершенного преступления.

Начало заключительной части не увязывается с определенным сроком. Решение о его начале принимается с учетом результатов расследования. Формально начальным моментом заключительного этапа можно считать вынесение следователем, дознавателем одного из процессуальных документов.

Если начальный этап расследования начинается всегда с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 156 УПК РФ), то название и содержание процессуального документа, начинающего заключительный этап расследования, зависят от формы предварительного расследования и вида его окончания.

Если предварительное расследование производилось в форме предварительного следствия, то такую роль играет протокол уведомления об окончании следственных действий (ч. 1 ст. 215; ч.

3 ст. 439 УПК РФ), по окончании дознания — обвинительный акт (ч. 1 ст.

225 УПК РФ), по окончании дознания в сокращенной форме — обвинительное постановление (ст. 226.7 УПК РФ). Если принимается решение о прекращении уголовного дела, то таким документом является постановление о прекращении уголовного дела (ч.

1 ст. 213 УПК РФ).

При окончании предварительного расследования составляются различные процессуальные документы. Такими документами являются: (1) обвинительное заключение; (2) обвинительный акт: (3) обвинительное постановление; (4) постановление о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера; (5) постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

Но основным является акт, содержащий выводы (итоги) расследования уголовного дела.

Название итоговых процессуальных актов и их число служат критерием определения видов окончания предварительного расследования. Таким образом, закон предусматривает следующие виды окончания предварительного расследования:

  1. окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения (гл. 30 УПК РФ);
  2. окончание предварительного расследования составлением обвинительного акта (гл. 32 УПК РФ);
  3. окончание предварительного расследования составлением обвинительного постановления (гл. 32.1 УПК РФ);
  4. окончание предварительного расследования вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характер (гл. 51 УПК РФ);
  5. окончание предварительного расследования вынесением постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (гл. 29 УПК РФ).

Первые четыре вида указывают на завершение лишь досудебной части уголовного судопроизводства. Следовательно, уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения по расследованному уголовному делу продолжатся. Прекращение же уголовного дела свидетельствует не только об окончании расследования, но и о прекращении уголовно-процессуальной деятельности и соответствующих правоотношений в рамках уголовного дела.

Окончание предварительного расследования — это не одномоментный акт, а процедура, включающая комплекс процессуальных действий. При этом их последовательность зависит от вида окончания предварительного расследования. В частности, такими действиями являются:

  1. уведомление заинтересованных в исходе уголовного дела участников судопроизводства об окончании предварительного расследования (ч. 4 ст. 213, ч. 1 и 2 ст. 215, ч. 3 ст. 439 УПК РФ);
  2. предъявление заинтересованным участникам уголовного процесса материалов уголовного дела для ознакомления (ст. 216, ст. 217, ст. 218, ст. 226.7 УПК РФ и др );
  3. принятие, фиксация и рассмотрение ходатайств или иных заявлений, поступивших от участников уголовного судопроизводства (ст. 123, ч. 4 ст. 217, ст. 219, ст. 226.7, ч. 4 ст. 439 УПК РФ и др.);
  4. составление итогового процессуального документа, завершающего расследование по уголовному делу (ст. 213, 220, 227.7, 439 УПК РФ и др.);
  5. внесение представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ);
  6. направление уголовного дела или копии итогового документа (при прекращении уголовного дела) прокурору.

Решение о начале выполнения этих процессуальных действий следователь или дознаватель принимает, проанализировав и оценив материалы уголовного дела, убедившись, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены, а собранных доказательств достаточно для формулирования и обоснования итогового процессуального документа.

Таким образом, окончание предварительного расследования — это протяженная по времени процедура (этап), включающая комплекс процессуальных действий, направленных на проверку всесторонности, полноты и объективности проведенного расследования и обеспечения прав и законных интересов участников процесса, формулирование и обоснование выводов по уголовному делу в итоговом для досудебного производства документе и направление дела по назначению.

2. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

Прекращение уголовного дела — это итоговое решение стадии предварительного расследования, которым уголовное дело разрешается по существу.

Прекращение уголовного преследования — это отказ стороны обвинения от продолжения процессуальной деятельности по изобличению подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Уголовное преследование может прекратить только орган уголовного преследования, а уголовное дело вправе прекратить и суд. Преследование прекращается в отношении конкретных подозреваемых и обвиняемых, в то время как уголовное дело прекращается в целом по всем фактам. Прекращение уголовного дела всегда означает и прекращение уголовного преследования в отношении всех подследственных, а прекращение преследования в отношении одного из нескольких обвиняемых не влечет прекращение всего уголовного дела.

Классификация оснований для прекращения дела и преследования производится по нескольким основаниям:

По структуре УПК основания делятся на три группы:

* для отказа в возбуждении дела и основания для прекращения дела (ст. 24),

* для прекращения уголовного преследования (ст. 27),

* прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования (ст. 25, 28, 28.1.).

По юридическим последствиям основания бывают:

* реабилитирующими (влекущими реабилитацию – восстановление в правах) и

* нереабилитирующими. Нереабилитирующие основания предполагают доказанность совершения обвиняемым (подозреваемым) деяния, которое, как правило, содержит признаки преступления, и применяются при условиях: согласия самого обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях – согласия руководителя следственного органа или прокурора.

По юридической природе основания делятся на группы:

* Фактические (указывающие на неубедительность доводов обвинения): отсутствие события преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

* Юридические процессуальные: имеется неотмененное решение по данному обвинению, отсутствует заявление потерпевшего по делу частного или частно-публичного обвинения, отсутствует согласие специальных органов на преодоление служебного иммунитета;

* Юридические уголовно-правовые: отсутствие состава преступления, смерть обвиняемого (подозреваемого), истечение давности, амнистия, наличие оснований освобождения от уголовной ответственности.

По степени усмотрения правоприменителя основания группируются на:

* Обстоятельства, исключающие производство по делу, подчиненные правилу «законности обвинения». Орган расследования обязан отказать в возбуждении или прекратить дело при установлении одного из обстоятельств этой группы;

* Обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности, подчиненные правилу «целесообразности обвинения». Орган уголовного преследования вправе, но не обязан прекратить уголовное дело при примирении с потерпевшим, деятельном раскаянии, возмещением вреда по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Прекращение дела допускается по преступлениям небольшой или средней тяжести (по общему правилу) с согласия руководителя следственного органа или прокурора и отсутствии возражений обвиняемого.

Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования включает в себя совокупность действий по:

* выбору основания для прекращения дела,

* вынесению постановления и отмене мер принуждения,

* обеспечению прав сторон по ознакомлению и обжалованию данного решения и принятию в необходимых случаях мер по реабилитации обвиняемого или подозреваемого.

Отменить постановление о прекращении дела или уголовного преследования, вынесенное в стадии предварительного расследования, и возобновить производство по делу может руководитель следственного органа — постановление следователя, а прокурор – постановление дознавателя или органа дознания.

4. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами оконченного предварительного следствия

Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела является этапом окончания предварительного следствия, предшествующим составлению обвинительного заключения (ст. 217 УПК).

Ознакомление проводится вне зависимости от просьбы обвиняемого совместно с защитником (если не заявлено их ходатайство о раздельном ознакомлении).

Следователь обязан отложить на срок до 5 суток ознакомление с делом при неявке защитника по уважительной причине. По истечении 5 суток следователь предлагает обвиняемому пригласить другого защитника или принимает меры по назначению защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то закон допускает предъявление ему материалов дела для ознакомления без участия защитника (кроме случаев, когда его участие является обязательным).

Если обвиняемый содержится под стражей, то ознакомление должно быть начато не позднее 30 суток до истечения соответственно 6, 12 или 18 месячного предельного срока содержания под стражей (ч. 5 ст. 109 УПК).

Для ознакомления предъявляются материалы дела в полном объеме, за исключением сведений о личности свидетелей и потерпевших, в отношении которых приняты меры безопасности в соответствие с ч. 9 ст. 166 УПК, сведений о заключенном по данному делу досудебном соглашении о сотрудничестве, а также громоздких вещественных доказательств.

Время ознакомления включается в срок предварительного следствия (ст. 162) и в срок содержания под стражей (ст. 109), а ограничение продолжительности ознакомления не предусмотрено, кроме как по судебному решению в отношении обвиняемого, который явно затягивает ознакомление.

Если обвиняемый содержится под стражей, то средством против «затягивания» ознакомления с делом является формально не ограниченная возможность продления срока содержания под стражей. Если обвиняемый, несодержащийся под стражей, не является для ознакомления с делом без уважительных причин, или иным образом уклоняется от ознакомления, то следователь через 5 суток ожидания вообще не знакомит обвиняемого с делом.

При ознакомлении обвиняемого с делом следователь разъясняет ему право ходатайствовать о:

* дополнении материалов следствия;

* формировании списка свидетелей, специалистов и экспертов, подлежащих вызову в судебное заседание и допросу для подтверждения позиции стороны защиты;

* рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, если дело ему подсудно.

* рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей в соответствии с подсудностью;

* согласии с предъявленным обвинением с тем, чтобы его дело было рассмотрено в особом порядке путем сокращенного судебного следствия (по главе 40 УПК);

* проведении предварительных слушаний. Основания для их проведения разъясняются обвиняемому.

По окончании ознакомления с материалами уголовного дела следователь составляет протокол.

Adblock
detector