Неэтичная реклама примеры

Неэтичная реклама — это любые маркетинговые приемы, которые нарушают общепринятую мораль, оскорбляют отдельные группы, компании или частных лиц.

Неэтичная реклама — объективно не гуманная и порочащая честь и достоинство людей. Ее главные признаки:

  • бестактность и откровенное хамство;
  • ложь, недостоверность данных, подмена понятий;
  • скрытый унижающий смысл (даже с использованием шуточных сравнений, пародий и метафор);
  • использование чужих персональных данных и других запрещенных к распространению сведений (корпоративной тайны, например);
  • несоответствие нормам законодательства;
  • дискриминация по любым признакам: национальным, расовым, профессиональным, культурным, религиозным, политическим.

ФЗ «О рекламе» (ст. 38) предусматривает гражданскую ответственность за применение неэтичной рекламы. Рекламодатель будет обязан возместить убытки пострадавшей стороне. Даже просто сравнивая себя с конкурентами, вы подвергаете риску их деловую репутацию и можете спровоцировать судебное разбирательство.

Конкурентная борьба «Макдональдс» и «Бургер Кинг» — наглядный пример неэтичного маркетинга: БК однажды разместили рекламу рядом с вывеской Макдоналдса с текстом «Почувствуй вкус, а не привкус». Подобные намеки могут обернуться судом и реальными штрафами.

Какая реклама запрещена

Определенного набора критериев неэтичной рекламы нет. Имеет место множество субъективных факторов, которые зависят от возраста, уровня образования, культуры, ценностей, места жительства и других характеристик аудитории.

Размещение определенной рекламы вблизи культурных или религиозных учреждений тоже может повлиять на реакцию общества.

В рекламе строго запрещены бранные слова, непристойные, пошлые, оскорбительные образы и порочащие высказывания в отношении:

  • пола, расы, национальности, культуры народа и языка, профессиональной деятельности, принадлежности к социальной группе, возраста;
  • официальных символов (флага, герба, гимна);
  • религиозных атрибутов, исторических памятников, объектов культурного наследия.

Также непозволительно, чтобы реклама формировала негативное отношение или осуждение по отношению к аудитории, которая не пользуется продвигаемыми товарами.

Как защититься

Соблюдение закона о рекламе контролируют сотрудники Федеральной антимонопольной службы РФ. Чтобы защитить свои гражданские права и требовать возмещения убытков (упущенной выгоды), компенсацию морального вреда, подготовьте доказательства и обратитесь в ФАС.

В пятой главе закона о рекламе прописаны полномочия службы. Например, сотрудники ФАС вправе:

  • зафиксировать факт неэтичной рекламы, отправить предупреждение и контролировать осуществление контррекламы (нарушитель обязан полностью ее оплатить, произвести и запустить);
  • провести проверку деятельности компании;
  • предъявить судебный иск.

Какие штрафы предусмотрены

Административный кодекс предусматривает штрафы:

  • для физлиц — от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4000 до 20000 рублей;
  • для юрлиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Помимо штрафов допустима конфискация товаров и оборудования.

Коротко о главном

  • Неэтичной можно считать рекламу, которая задевает чьи-либо честь и достоинство, а также содержит ложные сведения.
  • За несоблюдение этики рекламодателю грозит гражданская, административная или (реже) уголовная ответственность.
  • Все требования к рекламе и возможные последствия неэтичных кампаний прописаны в Федеральном законе «О рекламе».
  • Федеральный орган, который контролирует соблюдение закона — антимонопольная служба.
  • Подать в суд за неэтичную рекламу могут потребители, конкуренты, представители разных социальных групп, правозащитники, а также сотрудники ФАС.
  • Максимальный штраф за недостоверную рекламу может составлять сотни тысяч рублей, при этом в сумму не входит возмещение ущерба контрагенту.

Рекламное агентство «Премиум Груп» приглашает к сотрудничеству авторов, специализирующихся на экономической тематике. Это хорошая возможность заявить о себе. Если вы хотите разместить свою статью на нашем сайте или стать постоянным автором, то напишите нам по адресу: [email protected]

Друзья! Если будете с нашего сайта что-нибудь брать — всегда пожалуйста! Но ссылочку на источник поставьте — не поленитесь. Спасибо!

Нутелла

Кто не ел эту вкусную шоколадную пасту с орехами от компании Ferrero? Но в 2012 году в отношении нее было открыто судебное разбирательство. Причина – недостоверность. Производитель утверждал, что паста является полезным продуктом для здоровья, один из вариантов «правильного» завтрака для детей.

Но если прочитать состав на этикетке (тот самый мелкий шрифт), то можно раскрыть обман Нутеллы. В 100 граммах пасты содержится огромное количество сахара и жира, что вряд ли можно считать полезным для детского организма.

Это и заметила жительница штата Калифорния. Ее аргументы в суде – была введена в заблуждение рекламой и кормила своего ребенка этим продуктом. И ему был нанесен вред. Вот что бывает, когда полностью доверяешь рекламе и не читаешь состав на этикетке.

Итог невнимательности (или все же внимательности) женщины – выплата 3 миллионов долларов от компании Ferrero. Также производитель был вынужден заплатить моральный ущерб и другим потребителям, которые приобретали шоколадную пасту в 2008-2012 годах, но суммы эти были намного меньше.

Приключения в суде научили компанию Ferrero быть более внимательной при составлении рекламных текстов. Также производитель теперь указывает содержание сахара крупным шрифтом на передней части банки.

Red Bull

Группа активистов всерьез восприняла слоган рекламной кампании «Ред Булл окрыляет!» и обвинила компанию в обмане. Они честно купили энергетик и выпили его, но крыльев не выросло. Еще один их аргумент – работоспособность не выросла, а внимание не концентрировалось.

Вот тут и был главный промах Ред Булла. Они не проводили клинических исследований, чтобы доказать этот факт. Ошибка стоила им 13 миллионов долларов.

Именно такую компенсацию присудил выплатить суд.

Сосну в подарок

Примеры недобросовестной рекламы

Отечественный пример недобросовестной рекламы. Ее даже запретили из-за непристойного слогана. Название строительной компании из Новосибирска, которая разместила этот баннер, не указывается, но креатив многие оценили.

Людей возмутила фотография девушки в откровенном наряде и недвусмысленный намек на оральный секс.

Самое интересное, что рекламодатель действительно был готов подарить сосну, если заказчик заказал бы сруб до Нового года. Но ФАС (Федеральная антимонопольная служба) этот креатив не оценила и потребовала убрать баннер. Причина – «откровенность наряда девушки в сочетании с текстом, выделенным крупным шрифтом, относительно прочей информации, несет двусмысленную информационную нагрузку непристойного характера с учетом грамматической основы слова».

Реклама цветов

Примеры недобросовестной рекламы

Это пример недобросовестной рекламы родом из Якутска. Баннер был размещен на внешней стене магазина. Даже адрес прилагался – улица Стадухина, 83а.

На ней был изображен красноармеец из агитационного плаката художника Д.Моора, а рядом красовался слоган «А ты купил своей любимой цветы?». Хотя в оригинальном варианте было «Ты записался добровольцем?».

Рекламу признали ненадлежащей. Причина – переработка содержания исторического плаката, оскорбление памяти ветеранов Великой Отечественной войны и недобросовестное использование образа героя войны. Все это противоречит ФЗ «О рекламе».

Бизнесмен был вынужден выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей. Сразу ощущается разница между компенсациями за обман в рекламе на западе и в России.

Activia

Компания Danone Co в 2008 году запустила рекламу пробиотических молочных продуктов Activia. И сразу получила обвинения в ложных научных заявлениях о преимуществах своего товара. В тексте были использованы слова «клинически» и «научно», чтобы доказать пользу продукта для иммунной системы. Но никаких исследований не проводилось.

Для продвижения Activia была привлечена актриса Джейми Ли Кертис. С экранов ТВ она вещала, что в йогуртах содержатся специальные антибактериальные ингредиенты, которые помогут организму бороться с болезнями. Что тоже вызвало бурю негодования.

В итоге компания решила не доводить дело до суда и создала фонд в 35 миллионов долларов для выплаты компенсаций всем потребителям в Америке, которые пострадали от ложной информации о свойствах продукта. Но выплаты не превышали больше 100 долларов на человека. Вот такой поворот.

Биодобавка ExtenZe

Примеры недобросовестной рекламы

Производитель уверял, что его средство способно увеличить мужской пенис. Народ ринулся скупать волшебную биодобавку, но желаемого эффекта никто не увидел. Продукт не смог бороться с природой.

Он улучшал только потенцию, а длина члена оставалась неизменной. Взбешенные покупатели предъявили иск за ложную рекламу. Производитель заплатил 6 миллионов долларов штрафа.

Бургер Кинг

Примеры недобросовестной рекламы

Известная сеть ресторанов быстрого питания в 2018 году была оштрафована на 100 тысяч рублей за двусмысленный слоган «ЕдАЛ ТАКОЕ?». Причина – использование бранных слов, непристойных и оскорбительных выражений.

Чтобы подтвердить свое решение, ФАС даже направила запрос в Институт русского языка имени В. В. Виноградова для проведения лингвистического анализа фразы.

И не лень же им было! Вердикт был таков: использование графически сходных букв в данном случае может быть квалифицировано как случай языковой игры и намеренного придания слову «ЕдАЛ» графического облика, сходного с графическим обликом близкого по значению непристойного глагола.

Итог – штраф. Но это не остудило пыл компании, и она продолжила создавать креативные слоганы на грани дозволенного. Разбирательства тянутся до сих пор.

Hyundai и Kia

При выборе машины один из главных показателей – расход топлива на 100 км. Клиент, который приобретает автомобиль, рассчитывает получить то, что обещал ему производитель.

Примеры недобросовестной рекламы

Компания Hyundai и ее партнер Kia Motors подделали параметр расхода топлива на некоторых марках своих автомобилей. И это заметили клиенты. Производитель хотел обелить себя, утверждая, что ошибка ничтожна.

А потом вообще сказал, что это вышло случайно. Но суд не принял эти жалкие объяснения и обязал выплатить 395 миллионов долларов владельцам 900 тысяч машин. Неплохой стимул честно указывать полную информацию о своем продукте.

Adblock
detector