Акт по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении — важнейший процессуальный документ, которым завершается рассмотрение дела по существу.

2. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших данное постановление, а также их адрес.

Дело должно быть рассмотрено правомочным субъектом, т.е. уполномоченными на то судьей, органом, должностным лицом в соответствии с их предметной компетенцией (см. комментарий к ст. ст. 23.1 — 23.69).

3. Далее указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5), сроки рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.6) и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.5).

4. Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности (см.

комментарий к ст. 2.3), а также иные необходимые сведения (см. комментарий к ст.

ст. 2.4 — 2.6, 2.8, 3.6 — 3.12, 4.1 — 4.3).

Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус (см. комментарий к ст. ст. 2.6 и 2.10), а также иные необходимые сведения.

5. После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).

Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, т.е. установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.

6. С учетом изложенного в постановлении указывается статья Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу.

7. Принятое решение по делу должно быть мотивированным. Кодексом предусмотрены различные виды постановлений: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9).

Таким образом, возможно принятие принципиально отличных решений по делу. Поэтому постановление по делу должно содержать обоснование назначения наказания определенного вида и размера или освобождения от административной ответственности.

8. В постановлении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления.

Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5).

9. При наложении административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, которая необходима в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа.

10. Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Кодекса вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о возмещении такого ущерба.

В этом случае в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (см. комментарий к ст. 4.7).

11. Когда судья назначает наказание в виде административного приостановления деятельности, он решает вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания. Имеется в виду запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то одновременно решается вопрос о мерах, которые необходимы для приостановления операций по счетам.

12. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.10) и арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. комментарий к ст. 27.14), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.

Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах.

При этом необходимо руководствоваться следующими положениями. Вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а в случае его неустановления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Общие правила обращения с такими вещами установлены в ст. 225 ГК РФ.

Вещи, изъятые из гражданского оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно ч. 2 ст.

129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм.

и доп.) или Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.).

Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам, под которыми следует понимать государственные организации.

Изъятые награды Российской Федерации, РСФСР, СССР (ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям) подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.

13. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ с 1 июля 2011 г. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения исключается из перечня административных наказаний (ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

14. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом постановление по делу принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При этом важно иметь в виду, что необходимо достаточное количество присутствующих членов для признания заседания коллегиального органа правомочным выносить постановление по делу.

15. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим данное постановление.

16. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, постановление по делу с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа. При этом его юридическая сила подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ.

17. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением указанных устройств, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Роль базовых факторов могут играть:

  1. Обнаружение факта, свидетельствующего о нарушении закона (если сотрудник не имеет полномочий на рассмотрение дела, касающегося протокола об административном нарушении).
  2. Обжалование ответчиком предъявляемого ему обвинения в несоблюдении закона.
  3. Выявление совершенного не достигшим 18-летия гражданином отступления от законодательных норм.
  4. Обнаружение факта отступления от закона, если за этот акт предусмотрено более строгое, по сравнению с предупреждением, наказание, и в случае, когда отступление от нормативов осуществил не заключивший контракт курсант военного вуза, либо служащий на основе призыва гражданин.

Уполномоченные составлять протоколы об административном нарушении

В категорию уполномоченных на составление протокола об административном нарушении лиц входят:

  • сотрудники учреждения полиции;
  • лица с должностным статусом, работающие в органах, контролирующих работу НКО (в т.ч. подразделений иностранных фирм, обществ религиозной, политической и общественной направленности);
  • инспекторы налоговой службы;
  • работающие по линии МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органы, осуществляющие экспортный контроль;
  • сотрудники погранзоны;
  • работники органов соцзащиты;
  • работники Росздравнадзора.

Список лиц, имеющих исключительное право на составление протоколов об административном нарушении, фиксируется в статье 28.3 отдельным порядком:

  • участвующие в проведении референдумов члены комиссий и избиркомов;
  • члены комиссий, уполномоченных на ведение дел в отношении несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники фондов внебюджетной категории (в отношении нарушений, связанных с перечислением в эти фонды денег);
  • работающие в системе уголовно-исполнительной категории: нарушения, касающиеся объектов этой системы;
  • должностные лица подведомственных учреждению Минфина предприятий;
  • подчиняющиеся Росгвардии лица, работающие во вневедомственной охране и иных касающихся Росгвардии организациях;
  • должностные лица, ответственные за госпожнадзор, а также охрану леса;
  • инспекторы организаций, деятельность которых распространяется на охрану окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • судовые капитаны;
  • работники органов, контролирующие охрану животного мира;
  • руководители подразделений противопожарной службы.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Наказание для совершившего правонарушение лица с физическим либо юридическим статусом не всегда может осуществляться на базе протокола. Если в качестве наказания гражданина штрафуют либо предупреждают, уполномоченное лицо может вместо протокола оформить постановление (непосредственно на месте нарушения), ксерокопия которого выдается совершившему противоправное деяние лицу.

В случае несогласия обвиняемого с выводами должностного лица и стремлении к оспариванию им своей вины без протокола об административном нарушении, дополняющего постановление, обойтись не получится.

Если уклонение от законодательных норм, повлекшее за собой правонарушение, основано в области дорожного движения либо территориальном благоустройстве, при этом противоправное деяние зафиксировано техсредством автоматизированного вида, то наличие протокола не требуется.

В этой ситуации отпадает нужда в участии нарушителя при составлении постановления, экземпляры которого, дополненные доказательствами, направляются в адрес нарушителя (он должен получить их максимум через три дня) в электронном виде либо через почтовую связь.

Если нарушение в налоговой сфере было выявлено в процессе осуществляемого принадлежащей ФНС автоматизированной системой контроля, при этом вина нарушителем признана, участие его в процессе оформления постановления не требуется, протокольный акт не составляется.

Здесь в список нарушений попадают:

  • работа без использования кассового аппарата;
  • использование устройств, не соответствующих стандартам;
  • непредоставление чека покупающему.
Adblock
detector