Виды собственности на землю

1. Владение — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Пользование — это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п.

Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

3. Распоряжение — это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Виды и формы земельной собственности

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст.

209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве различаются формы земельной собственности:

— частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

— государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст.

214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст.

125 ГК РФ).

— муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

21. Субъекты и объекты права собственности на землю

Субъекты права собственности на землю— это те лица, которые в установленном порядке признаны или являются собственниками конкретного земельного участка и обладают земельной правосубъектностью.

Выделяются следующие основные группы субъектов права собственности на землю:

1. РФ и её субъекты. Распоряжение и управление государственной собственностью на землю осуществляется Правительством РФ, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Росимуществом, исполнительными органами субъектов РФ;

2. Муниципальные образования, которые принимают участие в регулировании земельных отношений на своих территориях (в организации ведения кадастра и землеустройства, в определении правового статуса тех или иных земель, в регистрации прав на земельные участки, в организации охранительных мероприятий и т.п.);

3. Юридические лица — предприятия, учреждения, организации, которые имеют в собственности, на ином ограниченном праве земельные участки;

4. Граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ. Согласно ч.

3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с ФЗ.

Учитывая особый публичный статус земли, гражданское и земельное законодательство закрепляют презумпцию государственной собственности на все земли и земельные участки, которые не находятся в собственности каких-либо субъектов.

Ст. 16 ЗК РФ и ст. 214 ГК РФ устанавливают, что земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.

Поскольку в данном случае собственник в виде конкретного субъекта не определён, считается, что такие земли и земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности.

Объект права собственности на землю — земельный участок, прошедший кадастровый учёт в установленном порядке, имеющий кадастровый паспорт и документы, подтверждающие право собственности на него. право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Также является объектом права собственности на землю земельная доля; земли (!они являются объектом только государственной неразграниченной собственности).

Части земельных участков не являются объектами права собственности.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

    Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

      • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

      Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

        1. нормы федеральных законов;
        2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
        3. гражданско-правовые основания;
        4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

        Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

        Законы РФ о формах владения

        Основополагающими законами, разъясняющими право землепользователей являются:

      1. Конституция РФ, ст 8, 9, 36. Статья 8 закрепляет равные значения разных форм собственности. В ст. 9 и 36 разъясняются понятия частной собственности на землю.
      2. Гражданский кодекс РФ, гл. 17 рассматривает возникновение вещных прав на землю, в том числе разных форм собственности, сделок с участками, аренде, бессрочном пользовании, сервитуте и т.д.
      3. Земельный Кодекс РФ (действующая редакция с 2019 г) в главе 3 ст. 15-19 регламентирует в деталях возникновение прав на пользование земельными участками, распоряжение данным имуществом собственниками. Ими могут быть государство, субъект РФ, муниципальное образование, граждане и юридические лица.

    Справка! На основе данных законов реализуются права собственности на землю, включающее владение, пользование, распоряжение участком, получение выгоды от использования угодий.

    Основные формы

    В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.

    Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.

    В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.

    Формы собственности на земельные наделы

    Государственная собственность на землю

    Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

    Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

      1. федеральной собственности;
      2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

      Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

        • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

        Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

          1. нормы федеральных законов;
          2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
          3. гражданско-правовые основания;
          4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

          Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

          Федеральных субъектов

          Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.

          Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.

          Хозяйственное использование ЗУ осуществляют унитарные госпредприятия, коим делегируются полномочия по распоряжению землями в экономических интересах субъекта РФ для решения социальных задач. Выгода для регионального бюджета заключается в присвоении части ренты в виде арендной платы, земельного налога.

          Муниципальная собственность на землю

          Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ).

          В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

          Объекты права муниципальной собственности:

          • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
            1. законов РФ и субъектов РФ;
            2. при разграничении государственной собственности на землю;
            3. гражданско-правовых сделок;
            4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

          В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

          Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

          Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

          Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

          Частная форма

          Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.

          Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.

          Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.

          Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом. Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.

          Виды владений

          Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.

          Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре. Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.

          Справка! В случае отсутствия регистрации в Росреестре, физические и юридические лица могут осуществлять видовое право пользования земельным участком.

          Постоянное (бессрочное) пользование

          Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.

          Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.

          Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь, но передавать его по наследству не могут.

          Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.

          Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.

          Пожизненное наследуемое владение

          Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2019. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.

          Важно! Сам участок не является имуществом наследодателя. По наследству передаётся право пожизненного владения наделом. Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством.

          Аренда

          Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).

          Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.

          Сервитуты на ЗУ

          Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.

          Особенностями сервитутов являются:

        1. сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
        2. внесение фактов обременения в кадастровые акты;
        3. возможность получения хозяином платы за использование участка;
        4. другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.

      Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:

      1. Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
      2. Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
      3. По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.

      Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает широкий круг заинтересованных лиц. Частный сервитут — соглашение между двумя конкретными участниками.

      Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2019). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.

Adblock
detector