- Изменения для всех файлов обмена
- Уникальный идентификатор номера транспортной накладной
- Расчет и размер штрафа
- Адрес доставки и место погрузки груза
- Электронная доверенность
- Информация грузоотправителя
- Участники факта хозяйственной жизни
- Описание груза
- Сведения о сопроводительных документах на груз
- Сведения о водителе
- Сведения грузоотправителя о передаче груза при приеме груза перевозчиком
- Подписант
- Информация перевозчика о приеме груза к перевозке
- Информация о переадресовке
- Сведения о новом грузополучателе
- Информация о заменах водителя и/или транспортного средства
- Информация грузополучателя
- Информация перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения грузовой перевозки
- Как перейти на электронный обмен транспортными накладными
- Чем отличается ЭТРН от ЭТТН?
- Правила оформления транспортных накладных
- Порядок ЭДО при применении ЭТРН
- Проблемы и ответственность при использовании электронных транспортных накладных
- Как развивался перевод транспортной накладной в электронный формат
- Когда и для чего нужна транспортная накладная?
- Что такое ЭТрН?
- Как происходит обмен ЭТрН?
- Будет ли обязательным переход на ЭТрН?
- Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?
Электронная транспортная накладная состоит из восьми титулов обмена. Изменения коснулись каждого титула, но некоторые — общие для всех.
Изменения для всех файлов обмена
Уникальный идентификатор номера транспортной накладной
Оформлять ЭТрН по формату ФНС можно пока что без участия ГИС ЭПД. После запуска системы каждый файл обмена оператор будет передавать в ГИС ЭПД, который будет присваивать идентификатор номера накладной. До начала функционирования ГИС ЭПД уникальный идентификатор принимает значение «Без номера».
Учитывая, что у каждого файла обмена есть код налогового документа, а формат ЭТрН утвержден ФНС, до запуска ГИС сдавать ЭТрН в налоговую можно будет в электронном виде.
Расчет и размер штрафа
Раньше заполнять итоговый размер штрафа было необязательно. Теперь нужно указывать итоговый размер или в валюте РФ или в другой валюте. Дополнительно, но не обязательно можно указать формулу расчета штрафа.
Адрес доставки и место погрузки груза
Изменили формат сведений об адресе и координатах — учли запросы бизнеса. В файле обмена можно указывать код ГАР, адрес РФ или адрес за пределами РФ на выбор. Дополнительно можно указать GLN и координаты места — их теперь нужно указывать в градусах, минутах и секундах. Минуты и секунды представлены как десятичные доли с точностью до 13 символов.
Компании могут использовать точные координаты, чтобы усилить прозрачность перевозок. Например, задавать в титуле ГО маршрут следования ТС, использовать данные телеметрических устройств или данные о геолокации с мобильных устройств водителя, чтобы сравнивать план следования авто с фактом.
Электронная доверенность
Раньше файл доверенности нужно было включать в каждый пакет электронных документов, подписанных представителем. По новому Приказу можно указывать сведения об ИС, в которой хранится доверенность — в дальнейшем пригодится для автоматизации при работе с машиночитаемой доверенностью (МЧД).
Информация грузоотправителя
Участники факта хозяйственной жизни
Регулятор добавил однозначность к данным — это увеличит прозрачность и упростит мониторинг со стороны ФНС.
Теперь обязательно нужно указывать номер телефона. Дополнительно можно указать другие номера телефона, факс, несколько адресов электронной почты.
Описание груза
Теперь важно указывать:
способ упаковки и вид тары;
отметку о товаре, перевозка которого подлежит учету в государственной информационной системе — намек в сторону прослеживаемости перемещения грузов;
массу брутто и количество паллет. Раньше было достаточно указать либо массу нетто, либо брутто, либо массу брутто с паллетами. Такой подход может вызвать сложности, если понадобится определить вес содержимого, перевозимого в контейнере. Например, будет сложно определить вес сыпучего груза без указания массы брутто с транспортным оборудованием.
Не обязательно указывать:
сведения о заказчике услуг, связанных с перевозкой груза. Отметка пригодится для перевозки сборных грузов — благодаря ей можно указать, кто является заказчиком перевозки конкретного грузового места.
Убрали:
сведения о контейнерах — оставили только номер контейнера, остальные данные, скорее всего, перенесут в сопроводительную ведомость.
Пока что нет ясности, всегда ли необходимо заполнять сопроводительную ведомость при перевозке груза в контейнере, или только при снятии контейнера с транспортного средства. В первом случае без информации о весе контейнера или прицепа станет сложно проверять массу брутто и нетто.
Сведения о сопроводительных документах на груз
Теперь можно указать несколько реквизитов, позволяющих идентифицировать документ, подтверждающий отгрузку товара — удобно для отображения перевозки сборных грузов в одном ТС.
Сведения о водителе
Раздел привели к более удобному виду: теперь достаточно заполнить ИНН, а указывать сведения о водительском удостоверении не обязательно. При этом, если нет ИНН, можно указать данные ВУ.
Сведения грузоотправителя о передаче груза при приеме груза перевозчиком
Регулятор учел просьбу бизнеса и сценарии, при которых участники обмена ЭТрН могут не знать владельца объекта инфраструктуры погрузки — заполнять этот пункт теперь не обязательно.
Подписант
Появилась возможность сценария с отгрузкой со стороннего склада. Например, если производство находится в одном городе, а склад — в другом, подписывать титул может тот, кто осуществляет погрузку со склада.
Доверенность при этом необязательна, но если она есть, можно использовать бумажную, электронную или машиночитаемую доверенность. Мы наблюдаем за проектом и сообщим новости.
Протестируйте электронные транспортные накладные на DropCat
Информация перевозчика о приеме груза к перевозке
Перевозчик теперь не заполняет сведения об акте взвешивания — это делает грузоотправитель, но может добавить отметку в отношении акта взвешивания.
Информация о переадресовке
Сведения о новом грузополучателе
Вместо контактов нового грузополучателя теперь нужно указывать данные лица, от которого получено указание на переадресовку. Мы предполагаем, что это ошибка, и ждем пояснений ведомства. Дело в том, что в сведениях о новом грузополучателе должны быть контактные данные.
При переадресовке может не быть нового грузополучателя, а, значит, данные лица, от которого получено указание о переадресовке, указать будет невозможно.
Для ИП и физических лиц теперь нужно указывать ИНН, данные паспорта — исключили.
Сведения о коммерческих и иных актах, в том числе о погрузке или выгрузке груза, об актах взвешивания указывать не нужно, так как возможны сценарии с частичной приемкой и отказом в приемке с последующей переадресацией или возвратом.
Информация о заменах водителя и/или транспортного средства
Регулятор упростил заполнение файла обмена: теперь достаточно указать сведения о замене водителя и/или ТС и указать причину. Место замены, категорию ВУ и номер СТС указывать не нужно.
Информация грузополучателя
Информация перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения грузовой перевозки
Стоимость перевозки с налогом теперь указывать не нужно. Если потребуется ее рассчитать, можно использовать данные о налоговой ставке и стоимости перевозки без налога — эти поля остались
Теперь можно указать сведения о перевозчике: коды ОКПО, структурное подразделение, наименование и банковские реквизиты.
В реквизитах сторон документа для иностранного юридического лица теперь нужно указать его идентификатор, для физического лица — данные документа, удостоверяющего личность.
Как перейти на электронный обмен транспортными накладными
Предварительно полный отказ от бумажных ТН стартует с 1 января 2025 года. До этого момента создавать и передавать ЭТрН можно добровольно, чтобы наладить и отточить бизнес-процессы.
Что для этого потребуется:
Получить сертификат УКЭП. Напоминаем, что с 1 января 2022 года действуют новые правила получения сертификата УКЭП согласно 476 ФЗ от 27.12.2019 (ред. от 30.12.2021):
Для ИП и представителей юрлиц, действующих без доверенности, с 1 января 2022 года сертификат УКЭП издает только УЦ ФНС.
Представители юрлиц, действующие по доверенности, могут получить сертификат УКЭП в коммерческом аккредитованном УЦ, при этом:
сертификаты УКЭП, выданные по старому образцу (в сертификате указана информация и о ФЛ и о ЮЛ), действуют до 31.12.2022, даже если срок сертификата превышает 31.12.2022;
представители, действующие по доверенности, могут применять УКЭП физлица с машиночитаемой доверенностью (МЧД) с 1 марта 2022 года, но не все системы будут готовы поддерживать МЧД сразу. Этот способ станет основным с 1 января 2025 года.
Заключить договор с оператором ЭДО. В перспективе оператор должен будет числиться в специальном реестре Минтранса. Обмениваться ЭТрН через операторов, не включенного в реестр, будет нельзя. Пока что государство не разработало нормативно-правовую базу, которая будет регулировать процесс включения операторов в реестр.
Выбрать способ обмена с оператором: через облако или интеграцию с учетной системой. Не все операторы работают с ЭТрН. Если вы уже используете решения для ЭДО, узнайте у оператора, во-первых, о включении в реестр Минтранса, а, во-вторых, о возможности интеграции. Интеграция позволит работать с ЭТрН в интерфейсе своей учетной системы.
Заключить соглашение об обмене электронными документами. Участникам перевозки понадобится заключить соглашения об электронном документообороте, которые будут определять сценарии обмена ЭТрН.
Узнайте больше о сценариях обмена электронной транспортной накладной, опыте компаний, которые уже начали менять бизнес-процессы и ключевых этапах внедрения в дорожной карте.
Чем отличается ЭТРН от ЭТТН?
Транспортная накладная и товарно-транспортная накладная — это документы первичного бухгалтерского учета, которые оформляются в доказательство исполнения договора грузоперевозки (или исполнения обязанности продавца доставить груз покупателю). Первая подтверждает заключение договора перевозки груза и факт перемещения груза, вторая с точки зрения закона — первичный учетный документ, разработанный для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Правила оформления транспортных накладных
Как и в случае с другими первичными учетными документами, из документа должны усматриваться:
- наименование документа;
- дата составления;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица, совершившего операцию и ответственного за ее оформление;
- подтверждение воли участников отношений в виде подписей.
Электронная форма документа означает обязательное добавление сведений технического характера о свойствах и характере обмениваемых файлов. Как правило, это:
- сведения о файле (номер, сведения о формате и программе);
- сведения об операторе вашего документооборота.
Все формы утверждены и находятся здесь.
Порядок ЭДО при применении ЭТРН
По сути электронный документооборот по поводу ЭТРН описан в ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в редакции от марта 2022 года), в ст. 18.1, и состоит из трех этапов:
- Сначала грузоотправитель формирует в системе ЭПД заказ(заявку).
- Перевозчик и грузополучатель добавляют в ЭТРН свои сведения.
- Оператор ЭДО направляет ЭТРН в ГИС ЭПД.
После того, как ЭТРН попадает в ГИС, сведения о перевозке могут отслеживаться через специальное приложение, которое позволяет выдать водителю QR-код, который сможет считать сотрудник государственной автоинспекции для проверки ЭТРН.
Проблемы и ответственность при использовании электронных транспортных накладных
Следует помнить: само по себе оформление транспортных накладных в электронной форме обязанностью не является и может быть заменено бумажным документооборотом. Однако общие для оформления всех электронных документов риски существуют и должны учитываться.
Наличие согласия на электронный оборот
Другая сторона договора вовсе не обязана соглашаться на обмен электронными документами при заключении договоров. Вы не можете принудить контрагента перейти на ЭДО, поэтому при отсутствии взаимопонимания ЭТРН не может быть оформлена.
Сложности перехода на ЭДО
Внедрение в повседневную практику электронного документооборота может представлять трудность для бизнесов в том смысле, что требует переобучения сотрудников и наработки практики бизнес-процессов с использованием ЭДО.
Остальные проблемы, о которых можно было говорить в 2021 году, в большей или меньшей степени решены на законодательном уровне — создана единая система для ЭПД, решен вопрос предъявления ЭТРН контролирующим органам, механизм получения электронных подписей для бизнесов вполне отработан.
Как уже говорилось выше, само по себе оформление транспортных накладных в электронной форме закону не противоречит и ответственности не влечет. Однако общие для оформления всех электронных документов риски существуют и должны учитываться.
Как развивался перевод транспортной накладной в электронный формат
С февраля по октябрь 2020 года Минтранс России проводил эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной, и он был признан успешным. В результате с 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020, утверждающее возможность оформлять в электронном виде не только транспортную накладную, но и другие перевозочные документы. Соответствующие изменения были внесены и в Устав автомобильного транспорта Федеральным законом № 336-ФЗ от 02.07.2021.
В январе 2022 года ФНС России утвердила стандартизированную форму электронной транспортной накладной (ЭТрН) Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.
С 1 марта по 1 сентября установили переходный период: за это время участники грузоперевозок могли тестировать возможности электронного документооборота, оформляя ЭТрН в удобном для себя формате. А с 1 сентября 2022 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 931 от 21.05.2022, регламентирующее правила обмена ЭТрН и другими перевозочными документами. С этой даты ЭТрН можно оформлять только в стандартизированной форме, утверждённой ФНС.
Когда и для чего нужна транспортная накладная?
Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:
Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?
Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.
Кто подписывает транспортную накладную?
Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.
Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?
Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.
Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?
Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.
ТН и ТТН — одно и то же?
Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется.
ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима.
Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.
Что такое ЭТрН?
Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.
ЭТрН создаёт отправитель груза в информационной системе и заверяет квалифицированной электронной подписью (КЭП). Документ содержит 4 основных титула:
Сведения об участниках перевозки, условиях договора, водителе, грузе, сопроводительных документах.
Сведения о приёме груза перевозчиком.
Сведения о приёме груза грузополучателем.
Сведения о сдаче груза перевозчиком грузополучателю.
При изменении условий перевозки (адрес доставки, водитель, транспортное средство, стоимость или другое) оформляются дополнительные титулы.
Как происходит обмен ЭТрН?
Всё достаточно просто:
Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.
Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).
Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.
Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.
Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.
Итог: у всех участников грузоперевозки имеется ЭТрН со всеми необходимыми подписями.
В этой цепочке может появиться экспедитор, если компания заключает ещё и договор на экспедиторские услуги, и иные участники перевозки. Всё зависит от сценария в каждом конкретном случае.
Когда в силу вступит Постановление Правительства РФ № 931 (с 1 сентября), неотъемлемым участником в обмене ЭТрН станет ГИС ЭПД — Государственная информационная система электронных перевозочных документов. Посредством направления ЭТрН в эту систему доступ к данным транспортной накладной будет предоставляться ФНС России, МВД России, Минтрансу, Ространснадзору и Минцифры.
Будет ли обязательным переход на ЭТрН?
Пока точной информации нет, но судя по тому, как обновляется нормативно-правовая база, обязательный переход не за горами. Однако раньше 2025 года обязанность работать только с электронными перевозочными документами точно не введут.
Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?
К обмену ЭТрН уже сейчас подключаются логистические, транспортные и экспедиторские компании разного масштаба. Даже для небольших компаний внедрение ЭДО в бизнес-процессы становится очень выгодным.
Например, внедрение ЭТрН даёт такие выгоды:
Отказ от бумаги. Одна транспортная накладная может включать от нескольких единиц до нескольких десятков листов, а распечатать её нужно как минимум в трёх экземплярах. Несложно представить, сколько сэкономит компания, оформляя ЭТрН, которые не нужно дублировать на бумаге.
На 70 % сокращается время на обработку документов. Все участники грузоперевозки могут вести онлайн-контроль изменения статуса документа.
ЭТрН увеличивает скорость подписания документов и получения оплаты до 90 %.
До 1 % сокращаются ошибки ручного ввода данных и человеческого фактора в обработке документов.
На 100 % снижается риск утери или порчи документов.
Отпадает необходимость организовывать физический склад для хранения перевозочных документов — они хранятся в электронном архиве. И получить доступ к нужному документу можно в любое время и из любой точки мира.