Штраф за срубленное дерево

1. Статья является традиционной — ответственность за лесное браконьерство имеет многовековую историю. Цель статьи — охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности.

Сфера ее действия распространяется на широкий круг лиц-лесопользователей. Статья содержит несколько простых материальных составов административных правонарушений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне (ч. 1), и квалифицированные составы, сформулированные по признаку средств совершения правонарушения (ч.

2).

2. Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии — на корню.

Лесное законодательство и законодательство о семеноводстве дают определения лесного сеянца, лесного саженца, молодняка естественного происхождения, самосева, подроста. Все они — предметы данного правонарушения.

Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.

3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.

4. По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования.

Рубка — отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

5. Второй основной состав — повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста.

Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

7. Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их, — умышленная вина, повреждение лесных насаждений — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см.

ст. 260 УК РФ). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.

9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст.

ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч.

2 — судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1, п. 32 ч. 2 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи — также должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (п. 8 ч. 5 ст. 28.3).

Другой комментарий к Ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит из нескольких составов:

незаконная порубка деревьев, кустарников или лиан;

повреждение деревьев, кустарников или лиан;

уничтожение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях;

самовольное выкапывание лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях;

самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях.

3. Необходимо отметить, что незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере, влечет уже наступление уголовной ответственности в соответствии со ст.260 УК. При этом под значительным размером в данном случае признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером — в двести раз.

4. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только путем активного действия.

5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.

6. Субъектами комментируемого правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица.

Судебная практика по статье 8.28 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления, начальника отдела анализа и планирования мероприятий по контролю и надзору управления лесного контроля и государственного пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушева С.Д. на вступившие в законную силу решение судьи Пермского краевого суда от 03.11.2016 N 7-1814-2016 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 20.12.2016 N 44а-1575/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Красный октябрь» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО «Северлес» оспаривает конституционность статьи 8.28 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Как следует из представленных материалов, участковым лесничим была выявлена незаконная рубка лесных насаждений на арендованном ООО «Северлес» лесном участке.

Постановлением должностного лица краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ООО «Северлес» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации. Суды подтвердили законность данного постановления и оставили его без изменений, придя к выводу о том, что ООО «Северлес», будучи обязанным принимать все меры, препятствующие осуществлению противоправной вырубки лесных насаждений на арендованных лесных участках, имело возможность для соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, притом что о факте незаконной вырубки не могли не знать должностные лица данного юридического лица.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Никитина Михаила Андреевича на вступившие в законную силу решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 22 мая 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда от 29 июня 2018 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15 августа 2018 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Жоголя Федора Емельяновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гиревой Евгении Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны (далее — Гирева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 12 сентября 2019 года заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в незаконной рубке сухостойных деревьев для личных нужд (часть 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации). В.А. Смирнову было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей с конфискацией в федеральную собственность продукции незаконного природопользования, но без конфискации орудия совершения правонарушения.

Постановлением суда кассационной инстанции данное постановление было оставлено без изменения, а жалоба В.А. Смирнова — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Протопоповой О.Г., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «Тополь», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района города Тюмени Тюменской области от 27.02.2019 N 5-2377/2019/5м, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени Тюменской области от 17.04.2019 N 12-399/2019 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 16.08.2019 N 4А-347/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее также — общество, организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.07.2020 N 05-02/53-20 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Агеевой Т.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 5 сентября 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 14 мая 2020 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 года, вынесенные в отношении Желновой Галины Викторовны (далее — Желнова Г.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Добрянский лесоперерабатывающий комбинат» Рогальникова Владимира Ивановича на вступившие в законную силу постановление от 25 июня 2020 г. N 02-05/14-20, вынесенное начальником управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 г., решение судьи Пермского краевого суда от 8 октября 2020 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г., состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Добрянский лесоперерабатывающий комбинат» (далее — ООО «Добрянский ЛПК», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Из представленных материалов следует, что судебными актами подтверждена законность постановления должностного лица о привлечении ООО «Добрянский ЛПК» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации, в связи с выявленными фактами незаконной рубки лесных насаждений. Как указали суды, представленными доказательствами подтверждена рубка лесных насаждений с превышением заявленных в лесной декларации границ лесосеки и объема лесных насаждений. Доводы ООО «Добрянский ЛПК» о неправильной квалификации выявленного нарушения (могло иметь место совершение правонарушения, предусмотренного не статьей 8.28 «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», а статьей 8.25 «Нарушение правил использования лесов» КоАП Российской Федерации) были отклонены судами.

По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 6-П положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая принципы административной ответственности, регламентируя производство по делу об административном правонарушении и тем самым конкретизируя положения статей 17 (части 1 и 3), 46 (части 1 и 2), 49 (часть 1), 51 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должны обеспечить надлежащие нормативно-правовые основания и условия установления обстоятельств совершенного правонарушения и вины в его совершении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или отсутствия таковой. Названным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими статьям 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации положения части 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации в той мере, в какой они во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 указанного Кодекса допускали в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за соответствующее административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении. Этот вывод был сделан в защиту конституционных прав собственников имущества и распространяется в целом на административно-деликтные отношения в области предпринимательской деятельности применительно к возможности конфискации орудия совершения правонарушения, совершенного лицом, которому оно не принадлежит на праве собственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 404-О-О).

Нормативная база по вырубке деревьев

Ст. 8.28 КоАП РФ. Действует при нелегальной вырубке, повреждении или выкапывании деревьев или кустарников в лесах, если ущерб составил не более 5 тыс. руб. При расчетах учитывается порода растения, а также его возраст, высота, диаметр ствола, регион произрастания. Если точных данных нет, размер ущерба определяется по пням.

Ст. 261 УК РФ. Распространяется не только на рубку, но и на порчу леса, например опрыскивание вредными для них химикатами.

Ст. 260 УК РФ. Накладывает запрет на незаконную вырубку леса.

Деревья, которые по документам относятся к лесному фонду, могут расти и на территориях сельскохозяйственного назначения. Чтобы спилить их, нужно получить соответствующее разрешение. Статья также распространяется на лесопарковые зоны и крупные одиночно стоящие деревья, которые зарегистрированы как геодезические ориентиры и нанесены на карты: от военных до кадастровых.

Ст. 261 ГК РФ. Собственник участка может использовать все, что на нем находится, по своему усмотрению, если это не противоречит другим законам.

Ответственность за спил деревьев

Конечно, рубка без разрешения — явление довольно распространенное, причем нередко человек не несет за это никакого наказания. Но это не значит, что каждое правонарушение остается незамеченным. В некоторых регионах уже начала действовать экологическая полиция, входящая в состав МВД. Кроме того, о незаконной рубке могут сообщить бдительные соседи.

Ответственность наступает не за сам факт уничтожения насаждений, а за отсутствие разрешения на их вырубку. Размер штрафа увеличится в два-пять раз, если рубка была проведена в национальном парке, заповеднике или заказнике. А за спиливание экземпляра из Красной книги потребуют заплатить штраф в 10-кратном размере.

Санитарная обрезка деревьев: нормы и правила

Санитарная обрезка деревьев: нормы и правила

Как сделать растение здоровее и эстетичнее

Штраф за вырубку деревьев в городе

Большая часть городских насаждений растет на земле, охраняемой местной администрацией, которая тратит деньги на их содержание: обрезает сухие ветки, защищает от вредителей, утилизирует в случае падения и т. д. Даже спиливание небольшого деревца, являющегося собственностью муниципалитета, грозит уголовным преследованием по ст.

167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». При самовольном спиле потребуется возместить ущерб. Это не только штраф за вырубку, но и компенсация расходов за приобретение новых саженцев и уход за ними.

Если у виновного не окажется нужной суммы, его могут лишить свободы на срок до двух лет. Более строгое наказание ждет тех, кто уничтожил дерево путем поджога, взрыва или другим способом, опасным для окружающих. Подобное правонарушение наказывается принудительными работами или лишением свободы на срок до пяти лет.

Если ветви расположены близко к окнам и закрывают свет жильцам, стоит поднять этот вопрос на общем собрании. Без протокола собрания с подписями всех владельцев квартир бессмысленно обращаться в управляющую компанию или администрацию. Исключением являются аварийные деревья.

Для их вырубки не требуется согласие собственников, достаточно заключения экспертизы.

Штраф за уничтожение лесных насаждений

Заниматься вырубкой леса можно лишь под контролем сотрудников лесного хозяйства. На растениях, которые можно удалить без вреда экосистеме, лесник ставит особую метку. Как правило, это больные, ослабленные, высохшие или надломленные экземпляры.

Но даже сухостой по-прежнему является ценным ресурсом, поэтому для его спиливания надо получить официальное разрешение и порубочный билет. В документах будут указаны точные координаты дерева, которое можно спилить.

Закон

Несанкционированная вырубка деревьев в городе или лесу – уничтожение отдельных деревьев или массивов леса без наличия разрешений, которые выдает Департамент природопользования Запрещено. . Лица, нарушившие закон, привлекаются сотрудниками полиции или экологической службы к ответственности или штрафу.

Во время задержания у нарушителя забирают технику и средства, которыми было срублено дерево. Далее, с учетом законодательных актов определяется санкции.

Штрафы за спиленное дерево в лесу и незаконную вырубку деревьев и насаждений

Незаконное спиливание деревьев , удаление растительности преследуется, в соответствии с некоторыми пунктами статьи 8.28 КоАП РФ, если в деле не выявлено признаков уголовного преступления. В данном случае наказанием является административный штраф. Размеры штрафа за спил дерева в городе и выплаты зависят от категории граждан, совершивших незаконную рубку.

Какой штраф за спил:

  • Обычные граждане – от 3 до 4 тысяч рублей.
  • Лица на государственных должностях – от 20 до 40 тысяч рублей
  • Организации – от 200 до 300 тысяч рублей.

Отягчающим обстоятельством, которое влияет на размер штрафа, является применение в процессе сруба различных механизмов и специализированной техники. В этом случае правонарушителю придется заплатить:

  • Обычные граждане – от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Должностные лица – от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Организации и предприниматели – от 300 до 500 тысяч рублей.

При использовании дополнительных средств, помимо штрафа за незаконную вырубку деревьев установленного размера, сотрудниками органов конфискуется вся незаконная продукция лесозаготовки (если такая имеется).

Также ответственность за самовольную рубку грозит и лицам, сбывающим, транспортирующим и закупающим дерево, полученное без соответствующего разрешения.

В каких случаях закон не нарушается?

Ответственность не грозит в случае порчи определенных категорий зеленых насаждений в лесу или в черте города:

  • Деревья, кустарники и лианы, произрастающие на территории, которая отведена под сельскохозяйственные угодья.
  • Земли для ведения сельского хозяйства, относящиеся к категории огороднических и садоводческих.
  • Зеленые насаждения, которые растут на приусадебных участках и землях ИЖС.

Можно ли законно спилить дерево в городе или лесу в Московской области?

Все, что связано с рубкой деревьев, должно подтверждаться официальными справками. Это позволяет избежать любой ответственности, влекущей за собой штрафы или лишение свободы. Перед тем, как спилить растение, необходимо получить разрешение.

Для оформления собирается определенный пакет документов, который, в зависимости от ситуации, может быть скорректирован. Стандартный список состоит из:

  • Заявления. В нем указываются основания, причины рубки леса, а также полные данные человека, которому необходимо официальное разрешение.
  • Информации о территории, на которой нужно срубить зеленое насаждение. В организацию предоставляется подробный план с чертежом участка, а также договор, подтверждающий право владения участком.
  • Описания и характеристик деревьев, требующих уничтожения.
  • Нотариально заверенного договора с организацией, занимающейся спилом.

После сбора и анализа полученной документации заявителю выдается разрешение — порубочный билет.

Как и кому рассказать о незаконной вырубке?

Некоторые считают своим правом вырубку мешающего дерева, независимо от желания других людей. Однако любой подобный спил также считается незаконным без наличия соответствующего разрешения. Если другим человеком установлен факт разрезания ствола или веток растения, которое принадлежит зеленому фонду города, он должен зафиксировать правонарушение посредством фото/видео.

При доказательствах нарушителю будет предъявлен штраф за незаконный спил дерева в черте города и обрезку деревьев.

При наличии доказательств, можно обратиться в правоохранительные органы с заявлением, в котором обязательно указываются:

  • Контактные данные с номером телефона для связи.
  • Требование наказать лицо, которое занимается незаконной вырубкой.
  • Если имеется информация, указание контактных данных нарушителя.
  • Дата и личная подпись.

Дополнительно к заявлению прикладывается флеш-накопитель с фото или видео-доказательством совершенного преступления.

Adblock
detector