Пенсионный возраст в россии для женщин

Партия «Справедливая Россия — За Правду» собирается внести законопроект о снижении пенсионного возраста в РФ

В Госдуму вновь внесут законопроект о снижении пенсионного возраста для мужчин до 60 лет, для женщин — до 55 лет.

Об этом заявил глава фракции партии «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов.

«Мы вернемся к тем инициативам, которые были отклонены [Госдумой] Это и обязательное возвращение пенсионного возраста, индексация пенсий рабочим пенсионерам», — рассказал Миронов во время съезда партийной организации «Молодежь Справедливой России». Его слова передает ТАСС.

Партия предлагает снова реформировать всю пенсионную систему в России. По словам Миронова, она будет основана на трех принципах. «Возврат к прежнему пенсионному возрасту; прямое финансирование из бюджета и устранение посредников в виде всяких фондов; расчет размера пенсии по трем параметрам: зарплата, стаж и условия труда», — объяснил Миронов предложения партии в своем telegram-канале.

Пенсионная реформа в России началась в 2018 году. Тогда возраст выхода на пенсию был увеличен для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60, сообщает РАПСИ. Переход будет осуществляться постепенно. Реформа рассчитана на десять лет и завершится в 2028 году.

Как сообщалось ранее, спикер Госдумы Вячеслав Володин дал поручение провести внеочередное заседание. В свою очередь председатель комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко сказал, что Совфед также может собраться в пятницу на внеплановое заседание.

Необходимость внеочередного пленарного заседания связана с тем, что накопились вопросы, требующие неотложного решения. В том числе будут рассмотрены правительственные инициативы.

Численность пенсионеров сокращается быстрее бюджетного «плана»

Кроме того, видимо, профильным ведомствам придется скорректировать и механизм выделения из бюджета трансфертов, которые будут направляться не в два фонда, а в один – объединенный. Это делает актуальным вопрос и о тех задачах, которые озвучивались в правительстве несколько лет назад – при старте пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста. Тогда обсуждалась задача выведения пенсионной системы РФ на самообеспечение.

Как сообщала летом 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова, благодаря начатой реформе к 2030–2031 годам ПФР перестанет зависеть от федерального бюджета. В правительстве рассчитывали, что к этому сроку «обнулится трансферт бюджета в Пенсионный фонд».

При этом теперь к эффекту от повышения пенсионного возраста, судя по всему, добавился эффект пандемии. Численность пенсионеров в стране стала сокращаться явно быстрее обозначенных ранее в проектировках ПФР ориентиров.

Сначала существенный разрыв между ожиданиями и реальностью произошел в прошлом году. В пояснительной записке к проекту бюджета ПФР на 2021 год прогнозировалось сокращение численности пенсионеров – получателей страховой пенсии за указанный год на 290,8 тыс. человек.

Затем в пояснительной записке к законопроекту об исполнении бюджета ПФР за 2021 год (его как раз и одобрил в конце минувшей недели Совет Федерации) сообщалось, что за указанный год численность пенсионеров – получателей страховой пенсии сократилась почти на 1,1 млн человек. Разница почти в четыре раза. В итоге получателей страховой пенсии в стране насчитывалось на конец года около 38,3 млн человек.

При этом если говорить именно про «пенсионеров по старости», то их численность сократилась за указанный год почти на 1,2 млн человек, составив на конец 2021-го примерно 34,8 млн человек.

После чего в пояснительной записке к проекту бюджета ПФР на 2022 год был сделан прогноз, что за этот год численность пенсионеров – получателей страховой пенсии сократится на 384,6 тыс. человек. Чтобы получить эту цифру, были взяты прогнозные показатели численности указанных пенсионеров на начало 2022-го и на начало 2023-го: примерно 38,8 млн человек и 38,4 млн человек соответственно.

Однако, судя по данным самого же ПФР на 1 января 2022 года, численность получателей страховой пенсии составила не около 38,8 млн человек, как было указано в проектировках, а примерно на 600–700 тыс. человек меньше – 38,1 млн человек, из которых пенсионеров по старости чуть больше 34,6 млн человек. Так что можно ожидать, что и за весь 2022 год численность пенсионеров снова может сократиться в разы больше, чем изначально рассчитывал ПФР.

Тем более что сокращение затем продолжилось: по состоянию на 1 апреля 2022-го, численность получателей страховой пенсии была уже около 38 млн человек, из которых пенсионеров по старости – менее 34,6 млн человек.

Если же брать весь период после старта в стране новой пенсионной реформы (с 2019 года), то, по данным Росстата, численность пенсионеров по старости в стране сократилась более чем на 2 млн человек.

На пенсионную реформу наслоилась пандемия. Как сообщал глава Минздрава Михаил Мурашко, в структуре летальных исходов от новой коронавирусной инфекции 85% – «это лица старше 60 лет», то есть как раз пенсионеры.

Судя по данным Росстата, за 2020 год в России от COVID-19 умерли почти 145 тыс. человек, из которых около 121 тыс. – в возрасте 60 лет и старше. За 2021 год от COVID-19 умерли примерно 465,5 тыс. человек, из них в возрасте 60 лет и старше – около 399 тыс. человек. Скачок в три раза.

Хотя отметим также, что в целом число умерших в возрасте 60 лет и старше – по разным причинам, а не только от ковида – увеличилось, по Росстату, в 2020-м на 22%, или на 300 тыс. человек (почти до 1,7 млн), а в 2021-м – на 16%, или примерно на 270 тыс. человек, то есть почти до 2 млн.

Как ранее сообщала депутат Госдумы от Партии роста Оксана Дмитриева, добиться от ПФР ответа на вопрос, какой вклад в ускорение снижения численности пенсионеров внесла пандемия, а не только пенсионная реформа, оказалось непросто. Особое внимание Дмитриева при этом обращала еще на такой показатель, как число новых назначенных страховых пенсий.

Судя по отчетам ПФР, в первый год пенсионной реформы, в 2019-м, ПФР назначил 1,25 млн страховых пенсий, это было примерно на 874 тыс. меньше, чем в 2018-м, до реформы. Но в 2020-м ПФР назначил уже только на 76 тыс. страховых пенсий меньше, чем в 2019-м, – около 1,18 млн.

Из чего, судя по объяснениям Дмитриевой, можно сделать вывод, что только примерно 1 млн – «это уменьшение за счет повышения пенсионного возраста», причем преимущественно в первый год реформы. А дальше число вновь назначенных пенсий уменьшается лишь на десятки тысяч, что, по оценкам Дмитриевой, «показывает затухание эффекта от реформы». «И я полагаю, что дальше этот эффект сойдет на нет», – говорит депутат.

Значит ли это, что теперь придется пересматривать и размер трансферта бюджета в Пенсионный или, точнее, в новый, объединенный фонд? «Что касается планов обнуления трансферта Пенсионному фонду с 2030 года, то это вряд ли возможно, более того, недопустимо, – считает Дмитриева. – Трансферты из федерального бюджета в ПФР идут не только на пенсионное обеспечение. Они выделяются и на материнский капитал, и на ежемесячное денежное возмещение по монетизированным льготам для инвалидов и ветеранов, и на различные выплаты по государственному обеспечению, например, Героям СССР и России».

Трансферт именно на пенсионное обеспечение тоже имеет сложную структуру. «Федеральный бюджет оплачивает валоризацию, и это около 500 млрд руб. в год.

Еще федеральный бюджет компенсирует льготы по страховым взносам: для айтишников, для малого бизнеса. По данным за 2021 год, это более 400 млрд руб., и размер трансфертов на компенсации по льготам скорее всего будет расти дальше», – отметила Дмитриева.

Наконец, самый дискуссионный, по словам депутата, вопрос – «трансферт на сбалансированность ПФР». «Он действительно уменьшается в связи с сокращением числа пенсионеров, получателей страховой пенсии по старости», – сообщила Дмитриева.

«Считаю, что отказ от дотаций не может быть целью, так как для того чтобы не ущемить будущее соцобеспечение в старости, государство должно брать на себя часть расходов ПФР. Это правильно – компенсировать неповышение страховых платежей за счет избыточных доходов от углеводородов», – продолжила Дмитриева.

По ее мнению, «если хотя бы на том же уровне сохранять трансферт из федерального бюджета в ПФР, то это дает возможность решить за счет огромной убыли пенсионеров вопрос с индексацией пенсий работающим пенсионерам и ввести мораторий на дальнейшее повышение пенсионного возраста в рамках идущей реформы».

В 2021-м, судя по материалам ПФР, сумма межбюджетных трансфертов, полученных фондом из федерального бюджета, составила почти 3,8 трлн руб. В 2022-м она изначально планировалась на уровне 3,6 трлн руб. Планирование расходов на следующую бюджетную трехлетку будет зависеть от ситуации с численностью пенсионеров, с поступлениями взносов, от дополнительной индексации этого года, которая тоже влияет на показатель.

Но пока что в пресс-службе Минфина, отвечая на вопрос издания о том, на каком уровне ведомство сейчас планирует расходы федерального бюджета на пенсионное обеспечение граждан в 2023–2025 годах, сообщили, что «проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку пока формируется; говорить о конкретных параметрах преждевременно».

«Сейчас продолжают действовать факторы, которые не позволяют пенсионной системе функционировать без финансовой поддержки государства. С одной стороны, обостряются риски снижения поступлений от страховых взносов: вполне вероятным в условиях экономического спада становится сокращение фонда оплаты труда (ФОТ), с которого начисляются взносы. Кроме того, идет расширение неформального сектора экономики, – пояснила аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.

– С другой стороны, в условиях двузначной инфляции возникает необходимость индексировать пенсии неработающим пенсионерам в большем объеме, чем планировалось ранее».

Ведущий эксперт Центра комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Евгений Якушев охарактеризовал российскую пенсионную систему как «бюджетно-страховую»: «В классической страховой модели взносы и выплаты сбалансированы, баланс обеспечивается тарифом страховых взносов. Последние десятилетия регулярно принимались политические решения: об ускоренном повышении размеров пенсии в начале 2000-х, о пересмотре «советского» стажа, о льготных тарифах для отдельных категорий работодателей, о снижении ставки страховых взносов. И выпадающие доходы финансировались из федерального бюджета».

При этом, по его уточнению, признанные пенсионные обязательства по назначенным пенсиям охватывают период десятков лет, а бюджетное планирование рассчитано на трехлетний отрезок: «Фактически решения о финансировании пенсий и их индексации принимаются в ручном режиме ежегодно».

Уточним, хоть в законодательстве и прописана индексация пенсий, между тем ситуация постепенно потребовала уточнения, что только неработающим пенсионерам. При этом индексация должна компенсировать рост цен, и с учетом того, что доходы населения так и не преодолели кризис и инфляция преподносит сюрпризы, приходится проводить либо единовременные выплаты, либо дополнительные индексации.

Скажется ли ощутимым образом на финансовой составляющей объединение ФСС и ПФР? Эксперты не уверены. «Объединение фондов существенного влияния на экономию средств не окажет. Я не предвижу экономии бюджетных средств на управленческие расходы», – сказала Дмитриева.

«Объединение ПФР и ФСС, скорее всего, никак не должно отразиться на состоянии бюджета фонда. Объединение связано не столько с экономическими причинами, сколько с повышением качества обслуживания населения, оптимизации численности сотрудников этих фондов», – говорит доцент РЭУ им. Г.В.

Плеханова Людмила Иванова-Швец.Между тем, как считает Якушев, «пришло время сформулировать новую стратегию развития пенсионной системы, учитывающую объединение ПФР и ФСС, а до ее появления будет реализовываться инерционный сценарий, ориентированный на безусловное исполнение принятых обязательств».

Выход на пенсию в 2022 году: последние новости о возрасте для мужчин и женщин, стаже, условиях оформления в таблицах

В России началась масштабная реформа по повышению пенсионного возраста. И если на первый взгляд все кажется достаточно прозрачным и понятным, то при ближайшем рассмотрении могут возникать некоторые вопросы.

В частности, это связано с политикой постепенного повышения пенсионного возраста, предполагающей полноценный переход на новую систему лишь к 2028 г. До этого времени сроки будут смещаться по определенному алгоритму.

Пенсионная реформа в России

Под пенсионной реформой традиционно понимается изменение правил назначения выплат. До 2019 эти процедуры регламентировались одним образом, но после принятия реформы стали несколько иными. Главным посылом новой реформы, вызвавшей немало споров, представляется общее повышение пенсионного возраста.

Прежде всего, необходимо разобраться с терминологией. Пенсионный возраст – это тот возраст, по достижении которого гражданин России имеет право ежемесячно получать некоторую сумму.

Компенсация по старости бывает страховой или социальной. В первом случае выплата зависит от накопления трудового стажа и баллов. Социальная компенсация начисляется в том случае, если показателей не хватает. При этом государственный бюджет все равно будет переводить гражданину некоторую сумму для поддержания определенного уровня жизни.

До 2019 суммы по старости могли получать женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет. При условии накопления стажа и баллов люди получали право на ежемесячные выплаты, которые составляли не меньше прожиточного минимума в конкретном регионе.

В рамках реформы, правительство РФ решило постепенно увеличить пенсионный возраст. Необходимость этого решения складывается из растущего числа пенсионеров и уменьшения количества трудящихся.

В результате запаса ПФР не хватает, а большая часть средств забирается из государственного бюджета. Это вызывает целый ряд сложностей, связанных с нехваткой денежных средств.

Мнения по поводу пенсионной реформы разделились, однако закон уже вступил в силу и постепенно начинает работать. Так что целесообразно более подробно разобраться в текущих особенностях начисления с учетом федеральных норм.

Возраст выхода на пенсию

Новые условия выхода на пенсию в 2022 году по новому закону в России для женщин и мужчин: таблицы по возрасту и годам рождения

До реформы 2019 г. компенсация по старости могла быть получена женщинами в 55 лет и мужчинами в 60 лет. Однако после введения закона в силу правила изменились. Уже в мае 2019 женщина возрастом 55 лет не могла обратиться в отделение ПФР за начислением выплат.

В 2019 пенсионный возраст у женщин повысился до 55.5 лет, а у женщин – до 60.5 лет. Таким образом, сроки обращения за страховыми выплатами сместились на полгода.

На данный момент реформа постепенно увеличивает сроки выхода, так что мужчины и женщины теперь с каждым годом будут все позже получать право на получение стразовых выплат по старости. В 2022 г. женщинам назначат выплату только в 56.5 лет, а в 2024 г. и вовсе в 58 лет.

К 2028 г. планируется полностью завершить реформу, окончательно увеличив пенсионный возраст на 5 лет. Теперь для женщин он составит 60 лет, а для мужчин 65 лет.

Больше всего повышение скажется на людях 1968 и 1963 года рождения. Если ранее им оставалось около пяти лет, то теперь для получения страховых выплат придется работать еще почти десять лет.

Стаж в 2022 году

Чтобы человек получил право на страховые выплаты по старости, необходимо соблюдение нескольких условий:

  • гражданин достиг определенного возраста, установленного Федеральным законом;
  • за время трудовой деятельности выработано 15 лет, уплачиваемых страховыми взносами;
  • накопление пенсионных баллов около 30 (конкретное количество зависит от пола, возраста, а также специфики трудовой деятельности).

Чтобы стал доступен выход на пенсию в 2022 году, необходимо иметь полноценный трудовой стаж сроком 13 лет, тогда как в 2024 г. планка повысится до 15 лет.

Выход на пенсию в 2022 году – женщины

В первой половине 2022 году компенсацию по старости смогут получить все женщины, которые достигли возраста 56.5 лет. Для этого они должны были родиться во второй половине 1965 г.

Также стоит отметить возможность досрочного выхода на два года раньше установленного срока. Такая возможность предоставляется женщинам, имеющим трудовой срок 37 лет. В результате в 2022 г. они смогут уйти в возрасте 55 лет, как было по ранее действующей системе.

Условия оформления

Получение ежемесячных выплат от государства возможно только при соблюдении ряда условий, без которых попросту не получится официально оформить документы.

Пенсионный возраст – что это, и когда он наступает

Пенсионный возраст – это возраст, с наступлением которого работник может получать пенсионные выплаты по старости.

  1. Страховая – назначается, если работник отработал определенное количество лет и заработал установленное законом количество пенсионных баллов.
  2. Социальная – назначается, если условия, необходимые для получения страховой пенсии, не выполняются.

До 2019 года женщинам условия выхода на пенсию были более мягкими – требования к стажу, количеству накопленных баллов и возрасту работника были гораздо ниже, чем сейчас.

С 2019 года пенсионная система стала работать по-новому. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, пенсионный возраст для женщин был увеличен до 60 лет.

Прочие требования также изменились – минимальные значения пенсионных показателей с каждым годом будут увеличиваться до тех пор, пока страховой стаж не достигнет отметки в 15 лет; а количество баллов не превысит 30.

Чтобы изменения в законодательстве не были слишком резкими, был разработан так называемый переходный период – время, в течение которого происходит постепенное внедрение поправок. Этот период начался в 2019 году, а закончится он только в 2028 году – с этого года изменения будут приняты окончательно, и женщины будут выходить на пенсию именно в 60 лет.

Предпенсионный возраст: что это, и какие привилегии он предоставляет

За 5 лет до выхода на пенсию гражданин получает новый статус: предпенсионер. В 2021 году в этот возраст вступают женщины, которым исполнилось 54 года. Когда пенсионная реформа подойдет к своему логическому завершению и возраст достигнет отметки в 60 лет, предпенсионерами они будут становиться в 55 лет.

Например, женщина 1970 года рождения станет предпенсионером в 2025 году, 1973 года рождения – в 2028 году.

Работники, которым был присвоен такой статус, получают право на:

  • два дополнительных выходных в году для прохождения проверки состояния здоровья;
  • повышенное пособие по безработице;
  • возможность уйти на пенсию раньше на 2 года (по инициативе биржи труда).

Еще женщины-предпенсионеры (при условии, что они достигли 55-летнего возраста) получают право на ряд льгот, которые раньше предоставлялись только пенсионерам. В частности, к таким льготам относятся:

  • налоговые льготы по налогу на землю и на имущество;
  • предоставление права на долю в наследстве, даже если наследодатель оставил завещание (при этом доля, которая причитается такому наследнику по закону, уменьшается ровно наполовину);
  • возможность взыскания алиментов с работоспособного супруга или детей.

Вам также будет интересно:

Чтобы получить справку, подтверждающую статус предпенсионера, необходимо подать соответствующий запрос в:

  • Пенсионный фонд – лично, через любое территориальное отделение, вне зависимости от места жительства, или через личный кабинет на сайте ПФР;
  • ближайшее отделение МФЦ.

Справка выдается бесплатно, для ее получения нужен только паспорт. Чтобы заказать электронную копию документа, нужен логин и пароль от сайта Госуслуг – с их помощью можно авторизоваться и на портале ПФР.

Кому положена льготная пенсия?

Отдельные категории работников выходят на пенсию раньше – это правило действовало и при старых правилах, действует оно и сейчас.

Так, заслуженный отдых наступает на 2 года раньше для обладателей большого страхового стажа: чтобы воспользоваться льготой, женщинам нужно накопить не менее 37 лет стажа (ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400).

Жители Крайнего Севера становятся пенсионерами на 5 лет раньше, чем их ровесники, работающие в нормальных климатических условиях – при этом льготный пенсионный возраст для них также был повышен, т.к. точкой отсчета для снижения возраста стал базовый пенсионный возраст, действующий на территории всей страны (п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400).

Учителя, врачи и артисты получают право на пенсию после того, как ими будет выработан определенный стаж. Например, учитель выходит на пенсию, если он отработал в школе 25 лет. Если он впервые пришел на работу в 20 лет, и с тех пор непрерывно трудился, право на пенсию возникнет у него уже в 45 лет.

Однако в связи с пенсионной реформой и этот срок будет постепенно сдвигаться в сторону увеличения в соответствии с общими правилами, действующими в отношении всех россиян. К завершению реформы возраст будет увеличен на 5 лет, т.е. выйти на пенсию при рассматриваемых нами условиях педагог сможет уже не в 45, а в 50 лет.

И, наконец, не изменились правила назначения выплат для работников, трудящихся во вредных и опасных производственных условиях – для них возраст остался прежним.

Adblock
detector