Норма недельной учебной нагрузки в академических часах

Непосильная учебная нагрузка в школе проявляется в поведении ребёнка:

  • Ребёнок днём чувствует сонливость, а вечером, наоборот, подолгу не может заснуть.
  • У него плохой аппетит.
  • Ему трудно сосредоточиться, он плохо запоминает и не испытывает никакого интереса к учёбе.
  • Младшеклассник становится импульсивным или плаксивым, а подросток — раздражительным, у него постоянно меняется настроение.
  • Ребёнок часто жалуется на головную боль, у него периодически поднимается артериальное давление.
  • Перегруженность учёбой может привести ребёнка к эмоциональному выгоранию.

Обнаружив любой из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу. Если обследование не выявит проблем со здоровьем, значит, речь идёт о переутомлении, и образ жизни школьника пора менять.

Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника

Многие родители считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение, чем больше кружков и секций посещает, тем успешнее он развивается. Однако слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает обратный эффект. Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению учебной мотивации.

Но хуже всего, что рост образовательных нагрузок способен спровоцировать проблемы со здоровьем.

По данным Роспотребнадзора, число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает 10–12%. Более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ (ожирение, сахарный диабет), анемия, сколиоз, проблемы со зрением.

Переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе иммунной системы. Порой дети «цепляют» простуды одну за другой, а карантин в школах длится по нескольку недель.

Чтобы обеспечить ребёнку хорошее образование без вреда для здоровья и психики, необходимо понимать, какая учебная нагрузка будет для него оптимальной.

Переутомление связано не с тем, сколько задают, а с дисбалансом разных видов деятельности. Заболевания связаны, прежде всего, с тем, что ребёнку приходится какие-то вещи делать «через силу». Это форма протеста против того, что не совпадает с волей ребёнка.

Если кому-то по-настоящему в кайф по двенадцать часов в день тренироваться или по шесть часов проводить за роялем — это не перегруз и не приводит к болезням. Важно понимать индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, его тип интеллекта, уровень развития мотивации, а также текущее состояние. Ведь мы живые, и порой может просто не быть настроения что-то делать.

Главное — предлагать ребёнку занятия, максимально соответствующие его потребностям.
Ирина Фомичёва, руководитель учебного отдела «Домашней
школы Фоксфорда»

Нагрузка в онлайн-школе

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Ведь получить образование можно и без посещения школы. Организовать полноценный учебный процесс в домашних условиях помогают онлайн-школы.

В нашей домашней школе изучаются все важные предметы школьной программы, но нагрузка значительно ниже. Почему? Всё дело в том, что у нас нет добровольно-принудительных факультативов, а объём домашних заданий не заставляет подолгу сидеть за уроками.

Ученики, желающие больше изучать любимые предметы и участвовать в олимпиадах, могут дополнить базовую программу углублёнными и олимпиадными курсами. Старшеклассникам доступны также курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Но даже если посещать все дополнительные курсы, нагрузка в большинстве классов будет меньше, чем в обычной школе.

Учебный процесс на домашнем обучении организован по индивидуальному плану, что позволяет освободить время на творчество, кружки по интересам и спортивные секции. Одно из главных преимуществ онлайн-школы состоит в том, что у детей появляется время на любимые занятия. Так, шестиклассник Степан Павловских перешёл в «Домашнюю школу Фоксфорда» по рекомендации врача, и обучение в онлайн-школе позволило ему вернуться к своим любимым увлечениям.

«По совету врача я решил перейти на семейное обучение, чтобы поддерживать правильный режим питания. Среди нескольких онлайн-школ мы выбрали “Фоксфорд”. Здесь хорошее расписание, которое позволило мне вернуться в художку, записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».

При обучении на дому ребёнок высыпается и может полноценно питаться. Не нужно рано вставать, чтобы успеть к звонку на первый урок, и никаких перекусов на ходу. Для мамы ученика «Домашней школы Фоксфорда» Анны Воронковой это стало одним из решающих факторов для перехода на семейное образование.

При обучении на дому ребёнок высыпается и может полноценно питаться. Не нужно рано вставать, чтобы успеть к звонку на первый урок, и никаких перекусов на ходу. Для мамы ученика «Домашней школы Фоксфорда» Анны Воронковой это стало одним из решающих факторов для перехода на семейное образование.

Когда фактор стресса окончательно уходит из жизни ребёнка, начинает исправляться ситуация со здоровьем. Ирина Фомичёва рассказала, как с переходом в «Экстернат и домашнюю школу Фоксфорда» у её дочери улучшилось зрение.

«У Светы даже зрение улучшилось, так как режим дня стал более естественным и пропал фактор стресса. Она девушка принципиальная, и всякий раз, когда сталкивалась в школе с лицемерием или несправедливостью, приходила домой и от негодования швыряла сумку в угол. С переходом на самообразование полёты портфеля по квартире прекратились».

Как справиться с нагрузкой в школе

Если вы не готовы поменять форму обучения, вы можете помочь ребёнку справиться с сильной нагрузкой в школе, воспользовавшись нашими советами:

Начало и окончание занятий

Согласно требованиям СанПиН, учебный день ни при каких обстоятельствах не должен начинаться раньше 8 часов утра. Однако, на практике известны случаи, когда учителя ставят так называемые «нулевые уроки» до начала основных занятий и буквально принуждают детей приходить в школу раньше. Безусловно, цели преследуются благие, и, вероятно, польза от дополнительных занятий есть, однако, с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм это не допускается.

Поспать любят все, а дети и подростки особенно. Учеба во вторую смену – мечта для тех, кому трудно рано вставать. Но возможность выспаться, пожалуй, единственный плюс подобного расписания. Заставить себя делать домашние задания с утра могут далеко не все, а родители, которые проконтролировали бы процесс, на работе.

Учиться после обеда могут только ребята из общеобразовательных школ, ученики учебных заведений с углубленным изучением тех или иных предметов лишены такой возможности. Ученики 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов также должны учиться строго в первую смену.

Расписание уроков

Составление расписания по СанПиН – непростая задача. Приходится учитывать целый ряд параметров, а именно:

  • В начальной школе сложные и простые предметы должны чередоваться. К сложным относятся русский язык, математика, иностранный язык, информатика, природоведение. Простыми считаются изобразительное искусство, музыка, физкультура и труд;
  • В средних и старших классах попеременно ставятся предметы гуманитарного и естественно-математического цикла;
  • С учетом мозговой активности детей планируется место наиболее трудных предметов в расписании: первоклашкам их ставят на 2-ой урок, учащимся вторых-четвертых классов на 2-ой и 3-ий уроки, а вот школьники среднего и старшего звена грызут гранит самых сложных дисциплин со 2-ого по 4-ый уроки;
  • В течение дня недопустимо больше одной контрольной работы независимо от возраста учащихся;
  • Сдвоенные уроки разрешаются только в средней и старшей школе. Для учащихся начальных классов пара может быть только по физкультуре, например, если дети занимаются лыжным спортом или плаванием;
  • Расписание обязательных и факультативных уроков составляется отдельно. Между окончанием последнего обязательного занятия и началом первого дополнительного обязателен перерыв не менее 45 минут;
  • Продолжительность урока в школе не должна превышать 45 минут. Исключение составляют занятия первоклассников – в их случае урок длится не более 40 минут.

Составить сбалансированное расписание и при этом соблюсти все требования удается не всегда. Одного взгляда на расписание бывает достаточно, чтобы понять – какие-то дни недели перегружены сложными предметами, а другие можно смело пропускать без ущерба образованию.

Особый интерес вызывает градация предметов по уровню сложности. Согласно СанПиН, для пятиклассника математика (10 баллов из 10 возможных) ровно в два раза сложнее истории (5 баллов), а литература, труд и ритмика находятся на одном уровне (4 балла). Классификация, безусловно, спорная!

Учебная нагрузка

Первоклассники должны проводить в школе не более 21 академического часа в неделю. Старшеклассники – не более 34 часов при пятидневке.

Учебная нагрузка по СанПиН не выглядит чрезмерной:

  • для первоклассников 4 урока ежедневно + 5 уроков в один из дней недели за счет физкультуры;
  • для учеников вторых-четвертых классов 5 уроков ежедневно + 6 уроков раз в недели за счет физкультуры;
  • с пятого по седьмой класс – не более 7 уроков ежедневно;
  • с восьмого по одиннадцатый классы – не более 8 уроков ежедневно.

В четверг или пятницу нагрузка меньше, чем в другие дни. Своеобразный «облегченный» день рекомендуется ставить в расписание, чтобы позволить ребятам немного расслабиться, избежать переутомления и сохранять оптимальную работоспособность в другие дни.

Но, к сожалению, освоить программу на основных занятиях не получается, приходится брать дополнительные часы. Педагоги государственных школ разводят руками – учебный план не укладывается в установленные рамки недельной нагрузки.

Отдельное внимание СанПиН уделяет первоклассникам. Считается, что первый год в школе – большой стресс для любого ребенка, поэтому режим должен быть насколько это возможно комфортным. В первом классе дети должны учиться в первую смену, допустимо использовать только 5-дневку.

В первые два месяца учебы в расписании всего 3 урока в день. С ноября по май – уже по 4 урока. В разгар учебного дня детям устраивают динамическую паузу – возможность поиграть, побегать на свежем воздухе, физическая активность помогает отвлечься и вернуться к урокам с новыми силами.

Первоклассникам не задают домашние задания и не ставят оценки.

Перемены

Перемены важны для обучающихся не меньше, чем уроки! Поэтому их длительность и количество также регламентируется. Перемена не может длиться менее 10 минут. После второго и третьего урока положены большие перемены – по 20-30 минут.

Самый длительный дневной перерыв на отдых – 45-минут. Он включает двигательные активности, которые в зависимости от погодных условий проводятся на улице или в спортивном зале школы. Младшие школьники бегают и играют на школьном дворе, старшеклассники могут просто пообщаться и подышать свежим воздухом.

Если школа работает в две смены, пересменка должна длиться не менее 30 минут, обязательна влажная уборка.

Резюме

Соблюсти все требования СанПиН – обязанность каждой образовательной организации.

Частным школам легче справиться с этой задачей – в малых группах дети быстрее усваивают материал и меньше устают, а материально-техническая база позволяет сделать отдых во время перемен более продуктивным.

Не стоит забывать, что современное образование немыслимо без внеурочной деятельности. Занятия спортом, музыкой, творчеством, программированием – внеклассная часть программы для подавляющего большинства детей. А ведь чтобы добраться до кружков и секций тоже нужно время и силы! Ученики частных школ в выигрыше и здесь.

Например, на кампусе Heritage School ребята могут заниматься йогой, керамикой, театральным искусством, музыкой, футболом и шахматами. Никуда ехать после основных занятий не нужно.

Обучение в школе – полноценная работа для ребенка. Но, как и любая работа, она может быть любимой и приносить радость или наоборот, высасывать все силы и вызывать раздражение. Чтобы учебная нагрузка была сбалансированной и не стала ребенку в тягость, нужно не только выполнять требования СанПиН, но и учитывать характер, темперамент, склонности учащегося к определенным предметам и видам деятельности.

К сожалению, это возможно далеко не в каждой школе. Соблюдая нормативы, важно не забывать про индивидуальный подход.

Планирование нагрузки

Планирование нагрузки работников профессорско-преподавательского состава осуществляется руководителем структурного подразделения, работники которого принимают участие в реализации образовательных программ высшего образования, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год .

Планирование нагрузки подразделением осуществляется на основании утвержденных рабочих учебных планов, контингента студентов, аспирантов, учащихся Лицея, количества потоков, групп.

На основании общего количества часов запланированной нагрузки подразделению выделяется определенное количество ставок ППС, на которые руководитель формирует штатный, внештатный состав ППС, а также приглашает преподавателей по гражданско-правовым договорам на текущий учебный год для реализации учебных дисциплин.

Если в течение учебного года возникла необходимость откорректировать или перераспределить учебную нагрузку преподавателей (изменилась фактическая численность групп, потоков, состоялся выбор вариативных дисциплин студентами, определились руководители проектных, курсовых работ, ВКР и пр.), то соответствующие изменения вносятся Департаментом в УИС в модуль «Планирование нагрузки».

Формирование индивидуального плана учебной работы преподавателя

Шаг первый: «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента (далее — менеджер) совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем (далее — руководитель) планирует учебную нагрузку подразделения.

Менеджер формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя, используя нормы времени по видам контактной работы на основании:

  • ежегодно издаваемого приказа «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников и объема преподавательских услуг, оказываемых исполнителями в рамках договоров гражданско-правового характера по реализации образовательных программ высшего образования в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год»
  • утвержденных рабочих учебных планов (РУП).

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета НИУ ВШЭ.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей создаются, актуализируются и хранятся в электронной системе АСАВ

Пределы учебной нагрузки в часах для каждой из должностей работников ППС приведены в таблице раздела «Объем учебной нагрузки».

Шаг второй: «Согласование индивидуального плана»

Претендент на должность согласовывает индивидуальный план, выгруженный из системы АСАВ, с руководителем.

Шаг третий: «Представление индивидуального плана и других документов для приема на работу»

Полный комплект документов при оформлении на работу в первый раз и повторно представляется в Управление персонала: https://hr.hse.ru/

Учебная нагрузка для других категорий научно-педагогических работников

Планирование и подтверждение факта оказания преподавательских услуг, поручаемых в рамках договоров гражданско-правового характера

1. Задание исполнителю по гражданско-правовому договору (далее — ГПД) являются неотъемлемой частью ГПД. Перечень и объем услуг указываются в Приложении к ГПД, формируемом через АСАВ.

2. При заключении ГПД на оказание преподавательских услуг по реализации образовательных программ с бюджетными местами, инициатор ГПД руководствуется едиными расценками, утвержденными в установленном в НИУ ВШЭ порядке, если финансирование предусматривается из средств централизованного бюджета в рамках установленной предельной численности ставок ППС в департаменте.

3. Расценки для финансирования из средств структурной единицы департамента или образовательной программы определяет коллегиальный орган департамента, в структуру которого входит структурная единица или который реализует образовательную программу.

4. В случае выполнения преподавательских услуг исполнителями по ГПД из числа работников НИУ ВШЭ, занимающих должность «Тьютор», объем их услуг определяется в соответствии с нормативами, соответствующими должности «Старший преподаватель» с категорией объема учебной нагрузки «Повышенная», определенными в Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год

5. Акты-отчеты, свидетельствующие об оказании образовательных услуг по проведению аудиторных занятий в соответствии с ГПД, составляются с использованием специального инструмента в АСАВ в соответствии с данными о фактическом расписании учебных занятий за отчетный период, зафиксированными в электронной системе расписания НИУ ВШЭ. Данные о руководстве практиками, проектами, курсовыми работами или ВКР, указанные в Акте-отчете, должны соответствовать данным в АСАВ о закреплении руководства этими услугами лицом, в отношении которого составляется Акт-отчет.

Подтверждение выполнения учебной работы научными работниками

Если научный работник выполняет учебную работу в рамках порученной научному подразделению учебной дисциплины, то за планирование и отчет о выполнении учебной работы в АСАВ отвечает ответственный за указанный процесс менеджер научного подразделения.

Если научный работник выполняет учебную работу не в рамках порученной научному подразделению образовательной работы, а в рамках разового поручения определенной части учебной дисциплины департамента, то за планирование и отчет о выполнении учебной работы в УИС отвечает менеджер департамента.

Если научный работник выполнял учебную работу, не связанную с учебными дисциплинами или научно-исследовательскими семинарами (руководство выпускными квалификационными работами, рецензирование выпускных квалификационных работ, руководство курсовыми работами, практиками, проектами и пр.), и она была зафиксирована в модуле «Студент» в АСАВ, то модуль «Рабочее место кафедры» автоматически содержит информацию о фактическом исполнении определенных видов учебной работы научным работником.

Если научный работник выполнял учебную работу, которую невозможно зафиксировать в приказе о руководстве студентами (например, консультирование студентов по темам их исследований), то этот вид учебной работы самостоятельно оценивается научным работником в академических часах и фиксируется в АСАВ менеджером научного подразделения.

Подлинность предоставленного отчета об исполнении учебной работы научным работником в структурные подразделения НИУ ВШЭ (например, для целей конкурсного отбора или иных целей), может подтвердить сотрудник Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ путем направления подтверждения по корпоративной электронной почте в Научный фонд или на адрес соответствующего научного работника.

Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося

На 2022-2023 учебный год

    — Приложение 1 к приказу от 29.04.2022 № 6.18.1-01/290422-19 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год. — Приложение 2 к Приказу. — Приложение 3 к Приказу. — Приложение 4 к Приказу. — Приложение 5 к Приказу. — Приложение 6 к Приказу.
Adblock
detector