При учёте доходов и расходов, как правило, используются два метода: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений все расходы и доходы учитываются именно в том периоде, в котором они возникают, вне зависимости от реального поступления или списания средств со счетов. Кассовый метод подразумевает учёт доходов и расходов и доходов в момент зачисления или списания соответствующих сумм.
Метод начислений в бухгалтерском учёте, согласно Налоговому кодексу РФ, могут использовать все налогоплательщики, а вот кассовый метод возможен только для отдельных видов организаций с небольшой выручкой. В любом случае выбранный метод учёта должен быть зафиксирован в учётной политике.
Основные счета для НДС, используемые в бухгалтерском учёте
При фиксации всех расчётов с использованием налога на добавленную стоимость используются два основных счёта. Счёт 68 «Расчёт по налогам и сборам» и его дополнительный субсчёт 68-НДС. По кредиту 68-НДС начисляется налог для передачи в бюджет, а по его дебетовой составляющей ведутся расчёты по уплате и там же находят отражение суммы, направленные на возмещение налога.
Разницей между дебетом и кредитом по счёту 68 становится сумма, которую организации нужно будет оплатить в бюджет. Точнее, если обороты по кредиту обороты больше дебетовых, то разницу перечисляют в бюджет, если наоборот — разница возмещается государством.
Есть ещё один счёт для проводок – это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям», где как следует из названия, ведётся учёт налога при приобретении различных товаров, в стоимость которых входит налог на добавленную стоимость. Эту сумму организация потом вправе подать к вычету налога по счёту 68. У счёта 19 есть субсчета, например, 19-1 «НДС при приобретении основных средств», 19-2 «НДС по приобретённым нематериальным активам», 19-3 «НДС по приобретённым материально-производственным запасам» и другие.
Для каждого субсчета есть зафиксированные в законе положения, какие именно операции нужно в нём отражать.
Счёт 90 «Продажи» предназначен для учёта реализуемых компанией товаров, работ и услуг. По кредиту этого счёта отражается выручка от продажи, а в дебет заносится начисленный при реализации налог.
Типовые проводки по бухгалтерскому учёту НДС
Давайте разберём, как следует фиксировать в бухучёте основные операции хозяйственной деятельности, с которыми сталкивается практически любая компания.
Кто платит косвенные налоги?
Чтобы вернуть налог, нужно сначала понять суть его расчета. НДС — это косвенный налог, которым облагаются операции по реализации и покупке товаров, работ, услуг в том случае, если компании, участвующие в сделках, находятся на общем режиме налогообложения.
Примечание от автора! Режимы налогообложения — это специфические системы, при которых приняты установленные законом схемы вычисления налогооблагаемых баз и ставок.
Общий режим налогообложения предполагает, что у предприятия нет никаких освобождений или послаблений от фискальной нагрузки. Поэтому фирма должна уплатить ряд фискальных сборов, в том числе налог на добавленную стоимость. Ставки налога могут отличаться в зависимости от рода деятельности:
- 0% — для товаров, предназначенных на экспорт;
- 10% — для медицинских и детских товаров;
- 18% — для прочих работ, услуг, продукции.
Продавая свои услуги, компания накручивает на стоимость НДС, который обязана перечислить государству, и потому он называется к уплате. В свою очередь, покупая услуги (работы, продукцию), фирма получает их вместе с НДС поставщика к вычету.
Предприятие уменьшает выставленный НДС на сумму полученного со стороны, производя своеобразный взаимозачет. Полученная разница должна быть уплачена в бюджет государства, если она положительная, то есть налог на добавленную стоимость с реализации больше, чем с поставок.
Важный момент! В случае если при расчете налог на добавленную стоимость к вычету превышает НДС с реализации, то получается, что государство должно вернуть компании разницу. Это и будет возмещением налогов.
Что сделать, чтобы возмещение случилось
Впрочем, вернуть его будет нелегко. Для этого нужно пройти несколько трудоемких этапов:
- предоставить налоговую декларацию с правильным расчетом;
- приложить к ней книгу покупок и книгу продаж, в которых прописана каждая счет-фактура;
- подать в ИФНС заявление на возврат по установленной форме;
- предоставить для камеральной проверки первичные документы, отраженные в книгах;
- быть готовым к тому, что фискальный орган затребует дополнительные документы у иных лиц.
Материалы могут быть затребованы практически любые, что закреплено письмом ФНС от 10 августа 2015 г. N СД-4-15/13914@.
Например, ООО «Феникс» продала в 1 квартале товары на сумму 14 123 546 рублей, в том числе НДС 18% — 2 154 439,22 рубля. В то же время общество приобрело услуг на сумму 16 854 798 рублей. Из них 1 978 250 рублей налогом не облагались, так как поставщики работают на специальных режимах.
Таким образом, получено налогооблагаемых услуг и товаров на 14 876 548 рублей, в том числе НДС 18% — 2 269 303,93 рубля.
Соответственно, были сделаны записи в книги покупок и продаж:
- Дт 68.02 Кт 19 — сформирована запись в книге покупок на сумму 2 269 303,93 рубля;
- Дт 90 Кт 68.02 — сформирована запись в книге продаж на сумму 2 154 439,22 рубля.
Разница, которая должна быть отражена в декларации по НДС за 1 квартал, составит:
- 2 269 303,93 — 2 154 439,22 = 114 864,71 рублей.
- Дт 68.02 Кт 19 — 114 864,71 рублей предъявлено в ИФНС к возмещению.
Для камеральной проверки ИФНС затребовала документы, отраженные в обеих книгах за 1 квартал:
- договора;
- счета-фактуры;
- платежные поручения по авансам;
- акты выполненных работ, оказанных услуг;
- товарные накладные.
В результате проверки было обнаружено несколько счетов-фактур с факсимильной подписью на сумму 24 000 рубля. Так как это является нарушением правил оформления, но не говорит о мошенничестве проверяемого, то ИФНС решило возместить налог частично с вычетом неверных документов:
- Дт 51 Кт 68.02 — 90 864,71 рублей поступило на расчетный счет организации в счет возврата налога;
- Дт 19 Кт 68.02 — восстановлен НДС на сумму отказанных счетов-фактур 24 000 рублей;
- Дт 68.02 Кт 51 — уплачена недоимка по НДС за 1 квартал в бюджет размером 24 000 рублей.
Почему могут отказать
Надо сделать вывод, что все документы должны быть оформлены идеально, так как чаще всего ИФНС отказывает в возмещении. Происходит это потому, что многие недобросовестные компании неоправданно завышают НДС к вычету по договоренности с контрагентами.
Поэтому если у фискальных органов возникает хоть малейшее сомнение в честности налогоплательщиков, никакого возврата не будет.
Примечание от автора! Если налогоплательщик не предоставляет дополнительно запрошенные пояснения (документы) или нарушает установленные для этой процедуры сроки, то это приведет к штрафам и другой ответственности.
Более того, ИФНС может отказать и без обоснования причин. В таких случаях, если компания абсолютно уверена в чистоте своих сделок и правильности документов, она может обжаловать решение. Для начала используется досудебный порядок, когда фирма подает жалобу непосредственно в ИФНС.
В случае отсутствия желаемого результата разбирательства надо подавать иск в арбитражный суд.
Обнаруженные в ходе проверки в предоставленных документах ошибки или нарушения могут привести к следующим вариантам дальнейшего развития событий:
- сумму возместят частично, исключив из расчета неподтвержденные документами услуги;
- потребуются письменные пояснения и исправления от налогоплательщика;
- в возврате полностью откажут.
Помимо денежного возмещения НДС, возможен также зачет в счет задолженности или в счет будущих платежей по налогу. Для этого также необходимо написать соответствующее заявление.
Так как НДС — один из самых проверяемых налогов, бухгалтерии всегда нужно следить за верностью оформления первичных документов. Малейшая ошибка на бумаге может стоить компании существенных финансовых потерь.
Практические примеры
- ООО «Сурикат» платит работникам аванс, размер которого равен зарплате за реально отработанные дни в первой половине оплачиваемого месяца. Бухгалтерия проводит резервные удержания по алиментам, НДФЛ и иным обязательным платежам. Эти удержания отражают именно по счёту 76.
- Фирма «Ёжик» получила бюджетную субсидию. Субсидию решили принять к учёту, когда будут подписаны необходимые документы, безотносительно ко дню реального зачисления средств. Пока деньги не поступили на расчётный счёт фирмы или в её кассу, они отражаются по счёту 76 (см. подробнее в статье «Бухгалтерский учёт бюджетных субсидий»).
- Компания «Василёк» воспользовалась услугами частного нотариуса. Оплата этих услуг считается тарифом, а не госпошлиной. Её тоже проводят по счёту 76.
- После победы в суде истец получил решение о компенсации госпошлины. Счёт 76 понадобится и для этой проводки.
- Предприятие «Гвоздь» внесло обязательные платежи за иное лицо. Или наоборот — некто заплатил налоги или сборы за это предприятие. В обоих случаях деньги проводятся также по счёту 76 (см. подробнее в статье «Как заполнить платёжку при уплате налогов за других лиц?»).
- Фирма «Новатор» платит авансы своим поставщикам, а также сама получает от клиентов предоплату. НДС с этих переводов отражается по 76-му счёту.
Субсчета для счёта 76 в бухучёте
Минфин в Инструкции по применению плана счетов, введённой приказом от 31.10.2000 № 94н, советует открывать 4 субсчёта для 4 видов расчётов:
- Претензии от компании к своим партнёрам: подрядчикам, поставщикам, компаниям-перевозчикам и прочим. По этой же категории проходят пени, штрафы и неустойки, назначенные в судебном порядке либо признанные самими должниками.
- Страхование собственности и личное страхование, за исключением социального и ОМС.
- Депонированные суммы. На этом субсчёте отражается заработная плата, начисленная работнику, но почему-либо вовремя не полученная. и прочие доходы, к примеру, по договору простого товарищества.
Обратите внимание! Эти советы не являются обязательным требованием. Допускается уточнять назначение субсчетов, объединять, исключать и создавать дополнительные субсчета.