Кодекс

1. истор. древнеаккадийский строительный термин, означавший укладку камней (или слоёв камней) один на другого. В частности, кирпичная кладка — одна из разновидностей кодекса

2. истор. в античной и средневековой культуре: рукописная книга из разрезанных и сброшюрованных листов ◆ Около I в. свитки были вытеснены кодексами.

3. юр. единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права в какой-либо стране ◆ Текст Трудового кодекса дается в редакции Федеральных законов.

4. перен. совокупность правил ◆ Кодекс поведения на сайте.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: канителящийся — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «кодекс&raquo

Предложения со словом «кодекс&raquo

  • Если милиционер назвал своё имя, показал удостоверение и подтвердил, что происходит именно задержание, необходимо уточнить, по какой статье уголовного кодекса оно проводится и в какое время.

Цитаты из русской классики со словом «кодекс»

  • Возникал неразрешимый вопрос о женском соперничестве, не предусмотренный никакими кодексами и сводами законов.

Каким бывает «кодекс»

Понятия со словом «кодекс»

Ко́декс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.

Гражда́нский процессуа́льный ко́декс (фр. Code de Procédure Civile) — гражданский процессуальный кодекс Франции 1975 года, действовавший во французском государстве параллельно с Гражданским процессуальным кодексом Франции 1806 года (в его неотменённой части) на протяжении 31 года — с 1 января 1976 года до вступления в силу Закона Франции от 20 декабря 2007 года «Об упрощении права».

Уголовный кодекс Республики Узбекистан (УК Узбекистана) — основной и единственный источник уголовного права Узбекистана, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Узбекистана.

Гражданский кодекс — систематизированный законодательный акт, содержащий расположенные по определённой системе нормы гражданского права. При этом может использоваться как институционная система, так и пандектная система.

Ко́декс Наполео́на (фр. Code Napoléon), также Гражда́нский ко́декс (фр. Code civil) — фундаментальный законодательный акт Франции, представляющий собой масштабную кодификацию гражданского права и давший мощный толчок для последующего кодификационного процесса во многих странах мира.

Разработан и принят в начале XIX века по инициативе первого консула Французской республики Наполеона Бонапарта и действует с изменениями и дополнениями вплоть до наших дней. Целью составления Кодекса была замена действовавшего.

Политическая наука: Словарь-справочник

систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс, семейный кодекс). Кодекс являются результатом кодификационной деятельности законодателя. Кодекс обычно содержит только основу правовых норм; остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты.

Понятие кодекса в разных странах отличается спецификой. В США кодексы составляют путем консолидации отдельных законов и норм общего права. Во Франции получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов, также называемых кодексами, по отдельным отраслям правового регулирования.

В такие кодексы входят как законодательные, так и регламентарные нормы.

Современный экономический словарь. 1999

(от лат. codex — книга)

единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, кодекс законов о труде, налоговый кодекс.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(лат. codex — букв, ствол, бревно) — основная форма средневековой книги из пергамена (с VI в.), в период Позднего Средневековья — из бумаги. Папирус как писчий материал не сразу исчез из употребления. В эпоху Раннего Средневековья его привозили из Египта, а в X в.

наладили производство и в Сицилии. Однако применялся он в основном для документов папской курии (до конца XI в.), а не для книг. В странах, расположенных севернее Альп, папирус был заменен пергаменом, и до XIII в.

именно пергамен был основным материалом для письма.

Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в.

иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью — смыть их практически было невозможно.

Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест).

При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в.

— красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).

Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование).

Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к.

связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги — свитки и восковые таблички.

С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич.

пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола.

Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список — каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс.

Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров.

Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).

Adblock
detector