Штрих код (он же штриховой код, он же barcode) нужен для идентификации товара и обязан считываться сканерами штрих кодов. По этой причине и штрих коды и сканеры штрих кодов стандартизированы. Стандарты заимствованы у Европейского комитета по стандартизации и Американского национального института стандартов .
Стандартизировано достаточно большое количество штрих кодов. Но в России, в основном, используется 2-а вида штрих кодов – это EAN-13 и EAN-8 – для продуктовой упаковки. EAN-13 – имеет 13-значный номер, а EAN-8 – 8-значный.
Для транспортной упаковки применяют ITF-14, который разрабатывается на базе штрих кода EAN-13 или EAN-8. В России штрих-коды регулируются ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое.
Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/Ю Пи Си)».
Поскольку система штрих-кодов не местечковая, а международная, то необходимо процесс выдачи штрих кодов регламентировать и подвергнуть учёту. Иными словами, никто не мешает вам создавать свои штрих коды и использовать их внутри организации * , но, если товар (продукт) выходит за пределы склада компании, он должен иметь гарантировано уникальный код. Для выдачи уникальных штрих-кодов существуют специально уполномоченные организации, которые осуществляют эту услугу на возмездной основе.
Дополнительно все штрих коды поделены между странами, а потому по первым трём цифрам штрих кода можно узнать страну происхождения. За Россией, например, закреплены следующие диапазоны штрих кодов:
- 140-199 – для внутреннего потребления;
- 460-469 – для товаров, в том числе идущих на экспорт;
- и дополнительно, коды 977 – для периодических изданий (газеты, журналы) и 978-979 – для книжных изданий.
Штрих код ITF-14 разработан специально для транспортной упаковки. Он создаётся на основе кодов EAN-8 или EAN-13 и дополнительно несёт в себе один символ «тип упаковки», которым кодируется вариант упаковки. Т.е.
производитель имеет возможность транспортировки одного наименования (по штрих-коду) товара в восьми вариантах (1-8) транспортной упаковки. Цифры 0 и 9 не используются.
ITF – это аббревиатура от англ.
Interleaved Two of Five, что означает способ кодирования (буквальный перевод: чередование 2 из 5). Смысл в том, что ITF кодирует пары цифр: первая цифра кодируется в пяти столбцах (или чёрных линиях), в то время как вторая цифра кодируется в пяти пробелах (или белых линиях). Соответственно, чёрные и белые линии чередуются.
ITF-14 не предназначен для считывания на кассах магазинов, его основное предназначение – это логистика или логистические перемещения. В том числе и поэтому стандартом предусмотрены достаточно большие размеры для штрих-кода ITF-14.
Номинальный размер (с рамкой): 152,40 мм × 41,40 мм (100%).
Кроме того, не допускается увеличение размеров ITF-14 более 100% и уменьшение менее 25%. Благодаря своим размерам штрих код ITF-14 не требователен к качеству печати, а потому его можно воспроизвести прямо на упаковке. А поскольку для транспортной упаковки, в основном, применяется гофрокартон, то непосредственно на нём.
Для этого не требуются дорогостоящие способы печати, наоборот, применяется самое простое оборудование (или специальные однокрасочные струйные принтеры с УФ-красками) с наименьшей себестоимостью печати.
Расшифровка штрих-кода производителя
C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский универсальный товарный штрих-код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространенные EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14.
Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).
Расшифровка штрих-кода стран производителей EAN-13:
482 (код страны) — первые две или три цифры означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, в данном случае это Украина,
0024 (код изготовителя) — следующие 4 или 5 цифр, в зависимости от длинны кода страны, говорят кто предприятие-изготовитель,
70001 (код товара) — еще пять цифр это наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет.
6 (контрольная цифра) — последняя цифра используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Поле «кода товара» в свою очередь тоже расшифровывается:
Проверка штрих кода на подлинность
Проверка штрих-кода на подленность заключается в вычислении контрольной цифры, если они совпали то вероятнее всего товар подленный (но это не 100%), но в первую очередь это говорит о том что штриховой код будет правильно сканироваться сканером.
Алгоритм вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, то есть вероятность, что товар произведен незаконно.
Как прочитать штрих-код
В РФ чаще всего используют Европейскую систему кодирования EAN.
Европейские коды бывают 3 видов:
- международные – они в ходу как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные в одной стране, легко распознаются в другой;
- национальные – чаще используются в пределах одной страны, но при необходимости их легко понять потребителями в других странах;
- локальные – применяют лишь на определенном предприятии/магазине и проч.
Согласно системе, каждому продукту присваивается индивидуальный номер, чаще всего из 13 цифр, где:
- первые 2-3 цифры – страна изготовления;
- следующие 5 цифр – код изготовителя или продавца;
- еще 5 цифр – код товара. Он имеет свою расшифровку:
- 1 цифра – наименование продукции;
- 2 – ее характеристики;
- 3 – масса, размер и проч.;
- 4 – ингредиенты;
- 5 – цвет;
В шифровке платежных документов работает другая система – там используют 28-разрядный штрих-код.
Но бывает так, что не всегда указанная на бирке страна-производитель соответствует цифрам на штрих-коде. Тому может быть 5 причин:
- указан код страны, куда идет основной экспорт продукции;
- товар изготовлен на дочернем предприятии;
- продукцию выпускают по лицензии фирмы, зарегистрированной в другой стране;
- учредители компании-производителя – фирмы из разных государств;
- самый распространенный случай – производитель просто врет и нагло указывает другую страну-изготовителя.
Как по штрих-коду проверить подлинность товара
Для такой проверки потребуется выполнить несколько действий. Чтобы было понятно, рассмотрим на примере:
- Сложить цифры на нечетных местах, кроме последней, 13-й – она служит для проверки.
В нашем случае: 4+0+0+9+9+3 = 25
- Сложить цифры на четных местах. Результат сложения умножить на 3.
Складываем: 6+7+9+0+1+7 = 30*3 = 90
- Сложить полученные суммы. Получим двухзначное число: 25+90 = 11 5
- Из 10 вычесть последнюю цифру получившегося в результате сложения числа. Если результат вычитания и последняя, 13-я, цифра штрих-кода совпадают – товар подлинный/оригинальный.
В нашем примере цифры совпали: 10-5 = 5
В последние годы без штрих-кода никуда: его наносят на любые без исключения материальные товары (продукты, лекарства, книги и проч.). Для внешнеторговых операций штрих-код – непременное условие экспорта. Кодировка облегчает жизнь производителям и продавцам, помогая быстро и точно вести ежедневный учет продукции, остатков товара на складах и в торговых залах, мгновенно отслеживать объемы продаж по каждому виду изделия.
Виды штриховых кодов
- Линейные штрихкоды
- EAN -Международная ассоциация товарной нумерации (European Article Number ) — (подразделяются на: тринадцати- (EAN-13) и восьмизначные (EAN-8))
- UPC — американские универсальные товарные коды – (Universal Product Code)
- Interleaved 2 of 5 (ITF)
- GS1-128
- Код 39
- Codabar
- Двумерные штриховые коды