- Зачем рассчитывать рентабельность
- Внешние факторы
- Внутренние факторы
- Где взять данные для расчета рентабельности
- Как рассчитать рентабельность: формулы и примеры расчета
- Рентабельность товаров, продукции
- Рентабельность продаж: валовая и операционная
- Рентабельность основных средств
- Рентабельность собственного капитала
- Как рассчитать порог рентабельности
- О чём говорит рентабельность
- Реальная и номинальная норма прибыли
- Пример расчёта рентабельности
- Пример IRR и DCF
Рентабельность — это чистая прибыль или убыток от инвестиций за определенный период времени, выраженный в процентах от первоначальной величины инвестиций. Прибыль от инвестиций определяется как полученный доход плюс любые доходы от роста капитала.
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — ключевой показатель в анализе финансовых операций компании. Она выступает главным инструментом для оценки окупаемости, демонстрирует, как работает проект и функционируют его составляющие. На основе полученных показаний разрабатывают план по внутреннему развитию компании, формируют цены, корректируют методику управления персоналом.
Внешние факторы
Внешними называют факторы, на которые сотрудники или руководители фирмы не могут повлиять. Они должны приспосабливаться к обстоятельствам, искать пути выхода из ситуации и добиваться максимальной рентабельности. Примером влияния внешних факторов можно назвать законодательное повышение НДС с 18% до 20%.
Также на рентабельность оказывают влияние другие внешние факторы:
- спрос;
- местоположение предприятия или торговой точки;
- действия конкурентов;
- экономическая ситуация в стране;
- санкции.
Внутренние факторы
К внутренним факторам относятся текущие процессы и особенности организации самой компании. В их число входят:
- качество поставляемых товаров или услуг;
- эффективность маркетинговых кампаний;
- объем производимой продукции;
- условия труда;
- компетентность персонала;
- политика ценообразования;
- устоявшаяся деловая репутация;
- способы общения с клиентами и поставщиками;
- техническое обеспечение;
- организация логистики.
Даже если внешняя обстановка благоприятна, внутренние обстоятельства могут тормозить развитие бизнеса при неправильно организованной системе.
Где взять данные для расчета рентабельности
При оценке рентабельности в расчет берется множество показателей. У каждого из них своя формула, которая содержит информацию о прибыли, активах, капитале, выручке. Данные можно найти в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах.
Но на основе этих документов владелец бизнеса рассчитает лишь общие показатели. Для глубокого анализа нужна подробная информация из сферы, в которой проводятся расчеты. Например, для измерения рентабельности определенного продукта нужен отчет о прибыли с его продаж и себестоимости товара.
Для этого используют данные из бухгалтерской аналитики или управленческого учета.
Как рассчитать рентабельность: формулы и примеры расчета
Объяснить понятие рентабельности могут формулы для разных форм отчетности в компании. Для расчета рентабельности используют универсальную и более специализированные формулы. Вторые применяют в конкретных отраслях деятельности предприятия.
Рентабельность товаров, продукции
Показатель демонстрирует выгоду от выпуска определенной продукции или продажи товара. Расчет можно сделать еще на стадии разработки проекта. Рентабельность товаров показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в разработку одной единицы продукции. Для расчета используется следующая формула:
ROM = чистая прибыль от продажи/себестоимость * 100%
Продажи
Что такое стратегия продаж и как правильно ее написать
Что такое стратегия продаж и как правильно ее написать
Рентабельность продаж: валовая и операционная
Рентабельность продаж (ROS) демонстрирует долю прибыли, которая приходится на один заработанный рубль. Показатель важен для ценообразования, так как позволяет оценить текущие расходы на закупку товара, логистику, реализацию и другие этапы работы. Его формула:
ROS = валовая прибыль/выручка от продаж * 100%
Чистая прибыль отражает разницу между выручкой от продажи товара и его себестоимостью после вычета налогов.
Рентабельность основных средств
Демонстрирует результат использования не только основных средств (ОС), но и конкретного оборудования, находящегося на предприятии. Эта рентабельность рассчитывается по формуле:
ROFA = чистая прибыль предприятия/среднегодовая стоимость основных средств
Если рентабельность ОС существенно ниже нормативов, это свидетельствует о слабой продуктивности производственных фондов. В таком случае принимают меры для ее повышения, например, оценивают использование основных средств, сдают в аренду бездействующую технику, ремонтируют аппаратуру. Это позволяет извлечь прибыль из ранее нерентабельного оборудования.
Рентабельность собственного капитала
Этот показатель нужен для определения эффективности использования средств владельца или инвестора, для оценки организации ресурсов компании. Рассчитывается следующим образом:
ROE = чистая прибыль/собственный капитал * 100%
Чтобы определить показатель собственного капитала, используют среднегодовой показатель: необходимо сложить данные начала и конца рассматриваемого периода, затем разделить результат на два.
Как рассчитать порог рентабельности
Для предприятий важно регулярно рассчитывать порог рентабельности. Он определяет минимум продаж, который обеспечит компании выручку, покрывающую все расходы на производство, логистику и другие этапы работы. Порог рентабельности устанавливает число заключенных сделок, при которых компания будет работать без убытков, но и без прибыли.
Рассчитать показатель можно по формуле:
ПЗ — постоянные затраты, необходимые на производство и реализацию продукции, Квм — коэффициент валовой маржи. Его можно найти по формуле:
Квм = (В – Зпр) * 100% , где:
В — выручка компании, Зпр — сумма переменных затрат.
О чём говорит рентабельность
Рентабельность может применяться к любому инвестиционному инструменту, от недвижимости до облигаций, акций и произведений искусства.
Рентабельность работает с любым активом при условии, что тот приобретен в определенный момент времени, и генерирует денежный поток в будущем.
Инвестиции, в частности, оцениваются на основании прошлых показателей рентабельности активов того же типа. Многие инвесторы предпочитают оценивать необходимую норму прибыли, прежде чем сделать выбор.
- Рентабельность используется для измерения роста между двумя периодами, а не за несколько периодов.
- Рентабельность может использоваться для многих целей, от оценки роста инвестиций до годового изменения доходов компании.
- Расчет рентабельности не учитывает влияние инфляции.
Реальная и номинальная норма прибыли
Простая норма прибыли, номинальная, не учитывает влияние инфляции с течением времени. Инфляция снижает покупательную способность денег, и поэтому миллион рублей через десять лет — уже не то же самое, что миллион рублей сегодня.
Дисконтирование является одним из способов учета временной стоимости денег. Как только влияние инфляции будет принято во внимание, мы говорим о реальной норме прибыли или скорректированной на инфляцию норме прибыли.
Пример расчёта рентабельности
Доходность может быть рассчитана для любых инвестиций, связанных с любым видом активов. Возьмем в качестве примера покупку дома, для понимания того, как рассчитать рентабельность.
Пусть, приобретается дом за 2 500 000 рублей — для простоты предположим, что вы платите 100% наличными.
Шесть лет спустя вы решили продать дом — возможно, семья растёт, и вам нужно переехать в более просторное место. Вы можете продать дом за 3 350 000 рублей, исключив риэлторские сборы и налоги. Простая норма прибыли на покупку и продажу дома выглядит следующим образом:
А что, если вместо этого вы продали дом дешевле, чем заплатили — скажем, за 1 870 500? Это же уравнение можно использовать для расчета убытка или отрицательной нормы прибыли по транзакции:
Пример IRR и DCF
Следующим шагом в понимании рентабельности во времени является учет временной стоимости денег (TVM), которую CAGR игнорирует. Дисконтированные денежные потоки принимают доход от инвестиций и дисконтируют каждый из денежных потоков на основе ставке дисконтирования .
СД представляет собой минимальную доходность, приемлемую для инвестора, или предполагаемый уровень инфляции. Предприятия также используют дисконтированные денежные потоки для оценки доходности своих инвестиций.
Предположим, что компания рассматривает возможность приобретения нового оборудования за 10 000 000 рублей, а ставка дисконтирования установлена на отметке 5%.
После перечисления денежных средств в размере 10 000 000 рублей оборудование используется в операциях предприятия и увеличивает приток денежных средств на 2 000 000 рублей в год в течение пяти лет.
Приток в 2 000 000 рублей за пять лет будет дисконтирован с использованием ставки в размере 5%. Если сумма всех скорректированных притоков и оттоков денежных средств больше нуля, инвестиции являются прибыльными. Положительный чистый приток денежных средств также означает, что норма прибыли выше, чем ставка дисконтирования 5%.
Рентабельность с использованием дисконтированных денежных потоков также известна как внутренняя норма рентабельности или IRR. Внутренняя норма рентабельности — это ставка дисконтирования, которая делает чистую приведенную стоимость (NPV) всех денежных потоков от конкретного проекта или инвестиции равной нулю. Расчеты IRR основаны на той же формуле, что и NPV, и используют временную стоимость денег (с использованием процентных ставок).
Формула IRR выглядит следующим образом: