- Составление
- Пример служебной записки директору
- Как составить документ руководителю
- Определение термина: что это такое?
- Регламентирующий документ
- Когда и для каких целей составляются служебные записки?
- Отличительные характеристики
- Чем она похожа на докладную?
- Отличия от объяснительной
- Кто ее подает на работе?
- Правила написания и оформления по ГОСТу
- В каких случаях составляется и кем
- Требования к документу
- Важные особенности и формулировки
- Пример написания служебной записки для бюджетной организации
- Образец служебной записки «Довожу до вашего сведения»
Как мы уже сказали, основная функция служебной записки – это донесение информации. Существует также косвенная функция служебной записки, и в силу именно этой функции служебные записки сохраняют свою значимость в трудовых отношениях.
Дело в том, что своевременно написанная служебная записка, касающаяся тех или иных событий, или той или иной информации, имеет охранительную функцию. Она снимает ответственность с лица, который донес информацию, и возлагает ее на лицо, которому информация была донесена.
Например, своевременно отправленная служебная записка по результатам проверки отчета с указанием на те или иные ошибки в отчете снимет ответственность с проверяющего.
Составление
Служебные записки составляются по правилам, оговоренным Инструкцией по делопроизводству предприятия (если она в организации существует) или в свободной форме. Служебная записка может быть оформлена как на бумаге, так и в электронном виде, если организация использует электронные системы делопроизводства.
Для обеспечения учета служебных записок в крупных организациях организована их регистрация не только в случае направления «служебки» руководителю, но и в случае, если переписка осуществляется на горизонтальном уровне, от руководителя руководителю.
В текст служебной записки следует включить ряд обязательных элементов, к которым относятся:
- ФИО, должность, место работы адресата;
- ФИО, должность, место работы автора записки;
- наименование документа – «Служебная записка»;
- предмет служебной записки, например, «О снятии дисциплинарного взыскания»;
- собственно доносимая до адресата информация;
- предлагаемые варианты решения вопроса по служебной записке (опционально);
- список приложений к записке (опционально);
- дата составления и подпись составителя.
Пример служебной записки директору
Как составить документ руководителю
Для подготовки документа воспользуйтесь алгоритмом, как написать служебную записку. И в части структуры, и в части содержания документа. Не обошел стороной наш сайт и правила оформления служебной записки, в т.ч. по ГОСТу.
Каждый сотрудник имеет ряд должностных обязанностей. Их содержит должностная инструкция. При невозможности эффективно реализовать эти обязанности по объективным причинам, составьте служебную записку.
Возможно, нужно решить какие-то организационные вопросы. В основном тексте составитель указывает также желаемый способ решения тех вопросов, о которых докладывает руководителю.
При правильной организации рабочего процесса служебная записка директору служит своевременным способом решения многих рабочих, организационных и материальных задач.
Определение термина: что это такое?
Служебная записка или “служебка” – это информационно-справочный документ, содержащий просьбу или предложения по поводу возникших производственных трудностей и адресованный другим сотрудникам учреждения на горизонтальном уровне.
Главная его черта в том, что он не только кратко информирует о возникновении проблемы, но и содержит план мероприятий по ее устранению.
Регламентирующий документ
Основные правила по оформлению и составлению различных записок организации (в том числе, и служебных) указаны в ГОСТ 6.30-2003 “Унифицированные системы документации”. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к составлению документов”. Наиболее важные моменты отражены в его следующих частях:
- раздел 4 — требования к используемым бланкам (формат, цветность и поля).
- Раздел 2 — реквизиты (перечень и порядок указания на бланке).
- П. 3.20 — требования к оформлению табличной информации.
- П. 3.17 — требования к исполнению резолюции как итога рассмотрения служебной записки и принятия на ее основании решения руководством организации.
Когда и для каких целей составляются служебные записки?
Документ составляется в тех случаях, когда возникает необходимость известить ответственных или руководящих сотрудников о разного рода проблемах, возникших или имеющих высокий риск возникнуть в производственной деятельности и отрицательно сказаться на ее качестве.
Причем факт этого оповещения при составлении записки будет официально подтвержден, если соблюсти правила составления и регистрации документа (о чем будет сказано ниже).
Несмотря на то, что служебная записка предназначена для конкретной цели — устранения неполадок в рабочем процессе, по своему исполнению она может быть:
- аналитической (содержит анализ сложившейся ситуации); (извещает о возникших трудностях); (раскрывает взгляд специалиста на причины проблемы);
- пояснительной (в которой изложены нюансы производственного процесса, знание которых необходимо для оперативного и качественного разрешения затруднений).
Чаще всего служебные записки применяются как форма общения между отделами одной организации как способ горизонтальной коммуникации. Гораздо реже подобные документы направляются в адрес сторонних организаций, в этом случае документ называется внешней служебной запиской.
Отличительные характеристики
Основная черта служебных записок в том, что они не только информируют о проблеме, но и содержат просьбу ее разрешить и соответствующие предложения в этом направлении.
Чем она похожа на докладную?
По сути, разница между этими двумя видами записок несущественная. Несколько отличающие их моменты можно отобразить следующим образом:
- докладная — это своего рода отчет о выполнении предписанного поручения, она составляется подчиненными в адрес руководства.
- Другое назначение докладных — проинформировать руководство о возникших трудностях непроизводственного (!) характера (прогул сотрудника, несоответствие занимаемой должности и пр.). В этих случаях руководство нередко прибегает к наложению дисциплинарного взыскания.
Отличия от объяснительной
Данный вид внутренних записок имеет много общего с докладными, а на практике мало чем отличается от служебных записок. Можно выделить такие отличительные характеристики объяснительных:
- они адресованы руководству организации от имени их починенного.
- Как правило, указывают на причину, по которой данным лицом была нарушена трудовая дисциплина или вмененные ему обязанности не были выполнена вовремя или надлежащим образом.
- Часто является поводом для дисциплинарного взыскания.
Кто ее подает на работе?
Составлять служебную записку всегда должен сотрудник, непосредственно заинтересованный в скорейшем устранении производственных неполадок.
Адресуется документ чаще всего начальнику созависимого отдела, от функционирования которого зависит разрешение сложившейся обстановки.
Правила написания и оформления по ГОСТу
Каждый сотрудник должен знать как грамотно составить, оформить и пустить в дело составленную им служебную записку. Краткая инструкция сводится к следующим правилам:
- так как установленной формы документ не имеет, то составляется он в произвольном (но всегда официальном) стиле.
- Должно присутствовать смысловое и логическое разделение изложенного в записке материала на части: описание проблемы, анализ ситуации просьба об ее нормализации, выводы и предложения по сути вопроса;
- Составленный документ заверяется собственноручной подписью составившего ее сотрудника, а также могут присутствовать визы всех заинтересованных лиц;
- При функционировании в организации электронного документооборота заверять документ нужно личной электронно-цифровой подписью;
- Чтобы иметь возможность сослаться на данную служебную записку в случае спорной ситуации, она должна быть зарегистрирована в секретариате учреждения с присвоением порядкового номера и внесением его в журнал регистрации служебных записок.
- Для большей надежности рекомендуется отдавать на регистрацию две копии записки, одна из которых уйдет к адресату, а вторая с указанием номера и датой регистрации останется у составителя.
Ниже пример документа:
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что служебная записка — это очень важный момент внутреннего документооборота, который позволяет оперативно решать производственные трудности.
В каких случаях составляется и кем
В любой организации возникает ситуация, когда сотрудники оповещают руководство о возникших проблемах, просят пояснить возникшие обстоятельства или предлагают пути решения рабочих вопросов. Для этого и используют образец, как правильно написать служебную записку. Они бывают:
- Докладные. Пишется, если работник вносит какое-либо предложение или обращается за помощью для устранения нарушений или разногласий с другим сотрудником.
- Объяснительные. Чаще всего вследствие происшествия, имеющего негативные последствия, пишется объяснительный текст, в котором указываются причины нарушения.
- Аналитические или информационные. В них содержится анализ рабочей проблемы или концепции, выводы и предложения, основанные на основе полученной информации.
Причиной создания является инициатива сотрудников или устное или письменное указание руководителя.
Требования к документу
В перечне первичных учетных документов, применяемых государственными учреждениями, определяемых Приложением № 1 Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, нет унифицированной формы, чтобы составлять эту бумагу. Она пишется в произвольной форме на чистом листе бумаги формата А4. При необходимости в организации с разветвленной структурой возможна разработка этого бланка.
Образец формы служебной записки содержит реквизиты, позволяющие быстро сориентировать пользователей в сути документа, его источнике, актуальности даты и порядковом номере. Этот документ не подлежит обязательной регистрации. Но организация может решить их регистрировать, например, для контроля.
Важные особенности и формулировки
В деловом поведении, особенно у госслужащих, должна соблюдаться этика. Служебная записка «Довожу до вашего сведения» не отвечает требуемым высоким этическим нормам. Написать о нарушении трудового распорядка можно проще, пропустить в докладной фразу «довожу до вашего сведения» и сразу начать излагать факты и суть происшествия.
Например: «Вчера, 13.09.2019, было сорвано занятие в учебном классе из-за…».
Если в учреждении принят электронный документооборот, образец, как писать служебную записку в электронном виде не имеет существенных отличий. При отправке по электронной почте запросите уведомление о том, что письмо прочитано адресатом.
Пример написания служебной записки для бюджетной организации
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Аллюр»
Директору ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР»
«02» сентября 2020 г.
В связи с подготовкой к городским соревнованиям по конкуру прошу предоставить доступ в тренировочные секции школьной команде по конкуру в составе:
- Аллюрова А.А., 10-А класс.
- Галопов Г.Г., 9-Б класс.
- Рысьев Р.Р., 10-Б класс.
Преподаватель верховой езды
Образец служебной записки «Довожу до вашего сведения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Аллюр»
Директору ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР»
«02» сентября 2020 г.
Довожу до Вашего сведения, что сегодня, 2 сентября, была сорвана лекция о вреде табака лошадям. Сидоров С.С., отвечающий за техническое оснащение, не настроил вовремя проектор, из-за чего оказалось невозможным продемонстрировать презентацию и слайды, наглядно показывающие губительное воздействие капли никотина на среднестатистическую лошадь.
При попытке выяснить причины случившегося оказалось, что Сидоров С.С. находился в курительной комнате, где смотрел видеоролики про лошадей, а про важную лекцию он забыл.
Прошу применить к Сидорову С.С. взыскание в виде выговора.
Преподаватель верховой езды