Буллинг это

Содержание
  1. Кто участвует в школьном буллинге
  2. Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
  3. Как распознать буллинг и чем он опасен
  4. Как бороться с буллингом
  5. Что делать родителям
  6. Что делать учителю
  7. Что делать ребёнку
  8. Что делать, если твой ребёнок — буллер
  9. Буллинг в школе
  10. Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу?
  11. Причины буллинга
  12. Интернет-буллинг
  13. Профилактика буллинга
  14. Противостояние буллиннгу
  15. Что такое буллинг?
  16. Травля в коллективе детей и взрослых: что общего
  17. Отличия: травля на работе
  18. Причины травли
  19. Последствия травли
  20. Называйте вещи своими именами
  21. Не терпите молча
  22. Обратитесь к психологу, юристу, тренеру по боксу, эксперту по переговорам…
  23. Переведите взаимодействие с агрессорами в письменный формат
  24. Подумайте, стоят ли преимущества этой работы того, чтобы терпеть такое обращение к себе?
  25. Как помочь ребенку — жертве буллинга
  26. Не ждите, что ребенок сам придет и обо всем расскажет
  27. Если ребенок поделился — поддержите его
  28. Не рассчитывайте, что ребенок разберется сам
  29. Не учите «дай сдачи»
  30. Не запрещайте обзываться, а научите
  31. Вложите мысль, что с любыми трудностями можно обратиться за помощью
  32. С двух лет учите распознавать чувства («Ты упал, тебе обидно и больно», «Ты злишься на сестру») и говорить о них («Мне не нравится, прекрати», «Меня интересно посмотреть, дай, пожалуйста»)
  33. Предайте проблему гласности
  34. Изоляция
  35. Присоединение
  36. Вербальные издевательства
  37. Бодишейминг
  38. Физические издевательства
  39. Сексуальные издевательства
  40. Кибербуллинг
  41. «Я ни при чем»
  42. Кто участвует в травле
  43. Дети-агрессоры
  44. Дети-жертвы
  45. Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
  46. Кто еще знает о травле?
  47. Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
  48. Как разговаривать с ребенком о проблеме
  49. Как реагировать ребенку
  50. Какие меры предпринять родителям
  51. Какие советы нельзя давать ребенку

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста.

Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания.

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Буллинг в школе

Раньше о проблемах школьной травли говорилось не много и в основном в тех случаях, когда дело доходило до физического насилия. Традиционно считалось, что это обычное дело в коллективе подростков, и «дети сами разберутся». Сегодня психологи и педагоги бьют тревогу, привлекая внимание к этому вопросу.

Всё больше детей становятся жертвами издевательств и притеснений, которые иногда приводят к самоубийствам. Школьный буллинг может быть прямым и косвенным. В первом случае обидчики избивают, обзывают, оскорбляют ребёнка, вымогают у него деньги, портят его имущество (изрисовывают тетради, рвут или пачкают одежду, рюкзак и т.п.).

Во втором случае в ход идут слухи и сплетни, игнорирование, изолирование жертвы (бойкот), запрет другим детям общаться с жертвой («если ты с ней/с ним дружишь, к нам не подходи»). От обычных разовых конфликтов, драк, выяснения отношений буллинг отличается тем, что издевательства повторяются регулярно, и силы изначально не равны. Не стоит путать травлю и, например, соперничество, когда два равных ученика постоянно задирают друг друга и выясняют, кто из них «круче».

Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу?

Родителям нужно стараться устанавливать с ребёнком доверительные отношения, наблюдать за его поведением, обращая внимания на любые его изменения. Если ребёнок доверяет родителям и уверен в их поддержке, вероятно, что он сам поделится своими проблемами.

Поводами для тревоги могут стать следующие признаки:

  • ребёнок вдруг стал эмоционально неуравновешен (может внезапно расплакаться или рассердиться и хлопнуть дверью);
  • часто говорит о том, что он никому не нужен и никто его не понимает;
  • у него испортился аппетит, появились проблемы со сном, головные боли, диарея, тошнота, депрессии;
  • ребёнок не хочет идти в школу, не общается с одноклассниками вне стен учебного учреждения, не приглашает друзей домой, предпочитает быть один или в компании взрослых;
  • часто приходит из школы со следами драки, в порванной или испачканной одежде;
  • у него часто заканчиваются карманные деньги и пропадают вещи;
  • у него портится настроение после общения в социальных сетях, он боится включать компьютер.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз.

Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе. Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя).

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши.

Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Интернет-буллинг

Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг.

Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории.

Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.

Профилактика буллинга

Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.

Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга.

Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям.

В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:

  • «Чучело» Ролана Быкова;
  • «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
  • «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
  • «Садист» Ларри Кларка;
  • «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.

Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.

Противостояние буллиннгу

Если родители подозревают, что ребёнок подвергается буллингу, необходимо срочно принимать меры. Для начала нужно установить прочный контакт с ребёнком, поговорить с ним по душам, дать понять – что бы ни случилось, у него всегда есть поддержка. Затем попытаться разобраться в ситуации и понять, что на самом деле происходит.

Очень важно не отмахиваться от сложностей ребёнка («ерунда, ничего серьёзного, сами разберутся»). Но и чересчур не опекать, не бросаться в школу, к обидчикам по любому поводу. Во-первых, если стычки происходят не регулярно, то это, скорее всего, не буллинг, а обычные конфликты, которые не могут не происходить в детском коллективе, дети действительно должны сами учиться решать такого рода проблемы. Если же родитель будет из-за любой стычки вмешиваться, это не пойдёт ребёнку на пользу (во-первых, он впоследствии не сможет решать свои проблемы самостоятельно, а, во-вторых, это может сослужить плохую службу, вызвав антипатию у сверстников и их насмешки).

Для того, чтобы побороть буллинг, необходимо:

  • научить ребёнка отвечать обидчикам, стараться не поддаваться на провокации, ведь буллер «питается» страхом и беззащитностью жертвы. Как только жертва поднимает голову, агрессор теряет к ней интерес;
  • учить ребёнка смотреть обидчикам в лицо, не обращать внимания на колкости и обидные слова;
  • повышать его самооценку, уверенность в себе. Чаще акцентировать внимание на его достоинствах;
  • отдать в секции или кружки, чтобы он мог развивать какие-то навыки и умения и совершенствовать их.

Кроме того, родители должны заручиться поддержкой классного руководителя, который в свою очередь побеседует с детьми в присутствии школьного психолога. Если родители обидчиков и учителя не идут на контакт и не желают разбираться в сложившейся ситуации, нужно писать заявление в вышестоящие инстанции, если же имеют место побои и издевательства, обращаться в правоохранительные органы.

Не лишним будет посетить психолога вместе с ребёнком.

Если жертвой буллинга становится взрослый человек, ему необходимо:

  • разобраться в сложившейся ситуации, постараться выяснить причину травли;
  • определить, кто же был зачинщиком, попытаться наладить с ним контакт;
  • держаться спокойно, не вестись на провокации;
  • найти единомышленников;
  • доказать начальству и коллегам свой профессионализм и работоспособность;
  • проконсультироваться с психологом;
  • иногда наиболее простой выход – покинуть коллектив, в котором практикуется буллинг.

Если вы столкнулись с буллингом и вам необходима помощь психолога, вы хотите записаться на прием, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Что такое буллинг?

А в это же время в Норвегии психолог Дэн Олвеус исследовал травлю в школах. Это он ввел понятие буллинг (от англ. bully — хулиган, задира) и выделил его главные характеристики.

Итак, буллинг — это систематически повторяющаяся целенаправленная агрессия в отношении жертвы, не способной защитить себя из-за неравенства физических сил или уровня власти.

О буллинге среди подростков сегодня говорят в СМИ, на конференциях, в управлении образованием и в правительстве. Но взрослые буллят друг друга не реже, чем школьники. И не только в тюрьмах или воинской системе, но и в обычных офисах.

В 2021 году ВЦИОМ провел опрос об опыте буллинга. Каждый пятый из опрошенных (18%) бывал жертвой травли. Из них 53% столкнулись с буллингом уже взрослыми.

Чаще всего в России с буллингом сталкиваются в школе (38%) и на работе (32%).

Изучая травлю в организациях Швеции еще в 1980-х, психолог Ханц Лейман описал 45 способов моббинга (от англ. to mob — нападать толпой, стаей). Впервые этим словом австрийский биолог Конрад Лоренц охарактеризовал враждебность животных одного вида по отношению к сородичам.

Травля в коллективе детей и взрослых: что общего

На роль жертвы выбирается один, реже — два человека в одном коллективе. Если бы жертв было много, они могли бы объединиться и дать отпор.

Роли жертвы и преследователя жестко зафиксированы. Если человек однажды дал слабину и не отреагировал на интервенцию в его личные границы, то дальше психологический террор будет только нарастать.

Жертве может казаться, что все хотят, чтобы ее не было, ведь «если издеваются только надо мной, значит, это со мной что-то не так». Но в реальности участникам группы очень удобно, когда роль за кем-то закреплена. Все понимают, что если жертвы не станет, то любой может занять ее место.

Отличия: травля на работе

В правовом поле нет четкого понятия «травля». Конституция защищает право на безопасность и неприкосновенность личности, так что физическое насилие в коллективе взрослых — редкость, но есть способы «психологического террора». Утаивание информации, необходимой для работы, социальная изоляция, неадекватные дедлайны, постоянная критика, высмеивание, постановка задач, не входящих в должностные обязанности, распускание слухов, унижение, угроза увольнения…

Да, в гражданском кодексе есть понятие «моральный вред» — «физические или нравственные страдания» — за который можно взыскать компенсацию. Но к иску нужно приложить документы, справки, подтверждающие факт вреда и вину того, кто его причинил. А как доказать нравственные страдания, не поясняется.

В рабочем коллективе встречается «вертикальный моббинг» — издевательства со стороны руководства. И «горизонтальный» — со стороны коллег. Даже во втором случае ждать помощи от руководителя почти бессмысленно.

По исследованию проекта «Компании для всех возрастов», в 52% случаев руководители никак не реагировали на случаи моббинга, а в 45% случаев не считали происходящее травлей.

В организациях много инструкций и регламентов, но ни одного о психологической безопасности сотрудников. В редких компаниях есть штатный психолог, который оценивает микроклимат и вовремя регулирует его. В остальных же проблема замалчивается, чтобы не портить репутацию организации.

Причины травли

Поводом для буллинга и у детей, и у взрослых может стать что угодно: внешние отличия, смешная фамилия, совершенная единожды оплошность, особенности здоровья.

Если человек не уважает себя и попадает в коллектив, то он боится себя проявить. Все силы он направляет на выживание, чтобы выполнять функциональные обязанности: в школе — учиться на хорошие оценки, на работе — решать свои задачи и получать зарплату. Он старается быть правильным, мало общается, не заводит друзей, замкнут — это паттерн поведения жертвы (виктимность).

Есть разные мнения, зачем буллеры травят окружающих

Одни исследователи считают, что их цель — занять более высокое положение в группе. Но статус — это положение одного члена группы по отношению к другим. Если бы это был основной мотив, то скорее травлей бы занимались 1-2 человека, желая возвыситься, а не большая часть коллектива. И здесь остаются неясными мотивы наблюдателей.

Другие считают, что цель группы — увидеть эмоции, живую реакцию жертвы (слезы, гнев) и так получить внутреннее подтверждение своей власти над другим: «Я управляю твоими чувствами». Интерес зрителей подкрепляет буллинг, как аплодисменты публики в театре.

Третья возможная причина: затаенные обиды, которые толкают бывших жертв стать буллерами. Видя того, кто не сопротивляется, они становятся агрессивными, чтобы вновь не занять роль жертвы самим.

Последствия травли

Долговременные исследования показывают, что участие в буллинге вырабатывает у детей устойчивые паттерны поведения. Жертвы воспринимают себя беспомощными, а мир как угрозу. У агрессоров формируется опора на насилие в коммуникации и чувство безнаказанности.

У свидетелей — невротизация из-за внутренней борьбы чувств (стыд и страх, эмпатия и гнев), а в результате — постепенное снижение восприимчивости к агрессии и эмпатичности.

На уровне нейрофизиологии буллинг сильно мешает учебе. В стрессе активируется самый глубинный слой мозга — «рептильный», где заложены стратегии выживания «бей, замри, беги». После выброса адреналина и кортизола все мышцы напрягаются, в крови повышается уровень глюкозы — тело готовится бежать или сражаться.

В норме после такой мобилизации должно прийти расслабление. Но школьники в ситуации буллинга не могут убежать, стресс становится постоянным, в течение учебного дня нет возможности расслабиться. Это забирает ресурсы у неокортекса — верхней части мозга, которая руководит вниманием, памятью, логикой. Учебная успеваемость резко падает.

Да и у взрослых последствия серьезные. Падает скорость мышления, речь, способность к адаптации в коллективе. Страдает физическое здоровье: под ударом сосуды и сердце, нервная и пищеварительная системы, надпочечники и почки.

Нарушается сон. Часто, чтобы расслабиться, прибегают к алкоголю, никотину и другим психоактивным веществам. Человек теряет чувство безопасности, усиливается тревожность, повышается риск возникновения панических атак и другие проблемы с психическим здоровьем.

Зарубежные и российские данные показывают, что травля нередко заканчивается суицидом жертвы и с каждым годом таких случаев больше.

Называйте вещи своими именами

Если вам хамят или высмеивают по какому-либо признаку, так и говорите: «Вы сейчас хамите», «Вы переступаете черту профессионального взаимодействия», «Вы пытаетесь меня высмеять?». И после ответа агрессора задайте «наивный» вопрос: «И чего вы этим добиваетесь?»

Не терпите молча

Скажите буллеру, что такое отношение к вам не приемлемо и вы будете действовать, если травля не прекратится. Записывайте на диктофон или видео сцены издевательств. Привлекайте на помощь всех, кого можете: вышестоящего руководителя, профсоюз, эйчаров, трудовую инспекцию, СМИ, сайты с отзывами о работодателе.

Да хоть пишите в своих же соцсетях. Буллеры боятся огласки своих действий.

Обратитесь к психологу, юристу, тренеру по боксу, эксперту по переговорам…

К тому, чья помощь вам сейчас придаст наибольшую уверенность в своих силах.

Переведите взаимодействие с агрессорами в письменный формат

Конечно, насколько это возможно. Так у них будет меньше шансов буллить исподтишка — все доказательства остаются у вас в почте.

Подумайте, стоят ли преимущества этой работы того, чтобы терпеть такое обращение к себе?

Или лучше сменить работу?

Как помочь ребенку — жертве буллинга

Не ждите, что ребенок сам придет и обо всем расскажет

Отследить проблему можно через невербальные знаки: участились простуды или расстройства кишечника перед школой, стал часто сутулиться, молчит и смотрит в одну точку, говорит: «Было бы лучше, чтобы меня не было».

Если ребенок поделился — поддержите его

Обнимите, объясните, что это не он «не такой»; он ни в чем не виноват, все имеют право быть непохожими на других, быть самими собой. С ним нельзя так обращаться, и вы его защитите.

Не рассчитывайте, что ребенок разберется сам

Решение проблемы с буллингом — это задача не только школы, и не только родителей, и уж тем более не одного ребенка. Решать ее надо сообща.

Не учите «дай сдачи»

Иначе он усвоит только правило: «Кто сильнее, тот и прав». А что, если удар ради самозащиты приведет к перелому у другого ребенка или смертельному удару головой? Или, если он решит, что может дать сдачи, взяв в руки оружие?

Не запрещайте обзываться, а научите

Будьте реалистами, в школе все дети сталкиваются с бранной речью, и лучше, если они будут уметь ею пользоваться к месту, не при учителе, только в момент конфликта. В начальной школе ругаются овощами (тухлый помидор, вонючий кабачок). В средней — можно и грубо ответить, если о нем говорят матом.

Вложите мысль, что с любыми трудностями можно обратиться за помощью

Это не ябедничество, а право на защиту. Ведь буллинг отличается от конфликта затяжным характером. И если ребенок не справился с травлей за месяц или полгода, то пора принимать меры.

С двух лет учите распознавать чувства («Ты упал, тебе обидно и больно», «Ты злишься на сестру») и говорить о них («Мне не нравится, прекрати», «Меня интересно посмотреть, дай, пожалуйста»)

Если узнали про факт буллинга, просите рассказать, что ребенок чувствует (страх, ужас, обиду, стыд), как ощущает это в теле? Если он спрячет эти неприятные чувства, то они продолжать отравлять жизнь ребенка, даже если он перейдет в другую школу.

Предайте проблему гласности

Оценить ситуацию и принять меры должны совместно классный руководитель, директор и родительский комитет. А если вас и ребенка никто не поддерживает, задумайтесь о смене школы.

Изоляция

Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.

Источник

Присоединение

Для участия в травле не обязательно быть инициатором.

Вербальные издевательства

Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.

Бодишейминг

Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.

Физические издевательства

Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.

Сексуальные издевательства

Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.

Кибербуллинг

Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.

«Я ни при чем»

Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.

Кто участвует в травле

Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая.

Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

Дети-жертвы

Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств).

У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.

Источник

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать.

Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.

Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают.

Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

Кто еще знает о травле?

Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого.

Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Источник

Какие меры предпринять родителям

  • Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
  • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
  • Поддерживайте связь со школой, учителем.
  • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
  • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
  • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

Какие советы нельзя давать ребенку

  • «Не обращай внимания»
  • «Дай сдачи»
  • «Разбирайся сам со своими проблемами»
  • «Учись налаживать отношения»
  • «Не бойся»
Adblock
detector