1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см.
комментарий к ст. 32.8 Кодекса). Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст.
22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч.
3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до тридцати суток.
Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Право назначения административного ареста принадлежит только судье.
Как указывается в ч. 1 комментируемой статьи, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г.
N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
2. В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.
3. Содержащееся в ч. 2 данной статьи указание на то, что административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.
В настоящем Кодексе это наказание фигурирует, в частности, в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.
19.3); мелкое хулиганство (ст. 20.1).
4. Указание в данной статье на то, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции.
Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.
5. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.
6. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях.
Поэтому при принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
7. Административный арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Административное задержание — сроки и процедура.
Административное задержание – это, в первую очередь мера обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях и она применяется только в исключительных случаях, в целях:
— пресечения административного правонарушения;
— установления личности нарушителя;
— составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте;
— выявления административного правонарушения;
— обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
Административное задержание применено только к гражданам, достигшим 16-тилетнего возраста, так оно является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, а ответственность за него наступает с 16 лет.
Перечень должностных лиц, имеющих права осуществлять административное задержание устанавливает Закон, это:
— сотрудники органов внутренних дел (милиции);
— сотрудники ведомственной охраны;
— военнослужащие внутренних войск МВД РФ;
— военнослужащие пограничных органов;
— сотрудники таможенных органов;
— сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
— сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
— должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;
Закон предусматривает обязанность должностного лица, проведшего задержание, в кратчайший срок уведомить родственников задержанного, администрацию по месту работы (учебы), а также защитника (по просьбе задержанного).
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители;
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Административное задержание в обязательном порядке протоколируется. Протокол должен содержать следующие реквизиты:
— дата и место его составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о задержанном лице;
— время, место и мотивы задержания;
— подпись должностного лицом, его составившего;
— подпись задержанного лица.
Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
Максимальный срок административного задержания – 3 часа. В исключительных случаях, когда есть необходимость для установления личности, а также необходимость выяснения обстоятельств административного правонарушения, срок административного задержания может быть увеличен до 48 часов, а именно:
— в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
— в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
— в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением таможенных правил;
— в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в целях составления протокола.
Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.
Судебная практика по статье 3.9 КоАП
62. Согласно статье 3.9 КоАП административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам иных категорий. В своем определении N 195-О от 13 июня 2006 г.
1 Конституционный Суд счел, что законодатель имеет право применять различные виды наказания в зависимости от того, совершено то же самое административное правонарушение мужчиной или женщиной. Целью такого разграничения являлась защита здоровья и социального благополучия женщины, которая являлась матерью. В любом случае административный арест может быть назначен только по решению суда и только в исключительных случаях, когда более мягкое наказание (например, штраф) не является целесообразным.
В случае, когда речь идет о мужчине-обвиняемом, судья должен принимать во внимание вопрос о том, является ли ответчик единственным родителем, осуществляющим уход за своим ребенком или детях.
Данный срок постановлено исчислять с 10.00 часов 1 апреля 2013 г., срок административного задержания с 23.00 часов 29 марта 2013 г. зачтен в срок административного ареста в соответствии с требованиями части 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Частью 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Как усматривается из материалов дела, 14 июня 2016 г. к Фомину Д.В.
были применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставлении и задержания (л.д. 8, 37 — 38).
Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Власюку А.Т. административного наказания соблюдены.
В настоящей жалобе защитник Дорошкина Н.А., не оспаривая факта совершения Власюком А.Т.
вмененного административного правонарушения, заявляет, что назначение указанному лицу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку на территории Российской Федерации проживают его мать и бабушка, являющиеся гражданами Российской Федерации, сам он обучается в институте на территории данного государства.
Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Багдасарову Э. административного наказания соблюдены.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, родственников, имеющих вид на жительство, а равно утрата семейных и социальных связей на территории страны происхождения, не является основанием, которое может повлечь невозможность применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административное наказание назначено Елсакову С.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 20.21 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Административное наказание назначено Березину А.Г. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 20.21 названного Кодекса. В соответствии со статьей 32.8 названного Кодекса срок административного задержания засчитан в срок административного ареста.
Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении Темирбулатову Н.З. административного наказания соблюдены.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, а равно утрата семейных и социальных связей на территории страны происхождения, не является основанием, которое может повлечь невозможность применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.1 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Что представляет собой административный арест
Административный арест заключается в помещении правонарушителя под стражу и содержание в условиях общественной изоляции. Избрание такой меры наказания – исключительная компетенция суда.
Как правило, административный арест устанавливается на срок до 15 суток. Но за некоторые правонарушения возможный максимальный срок увеличен до 30 суток:
- нарушение правил организации и проведения собраний, митингов, шествий и т.п. мероприятий;
- нарушение условий режима ЧС или контеррористической операции;
- незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ.
Арест – самое суровое наказание по КоАП РФ. Его назначение – исключительная мера. Она возможна, если санкция соответствующей статьи предусматривает такой вид ответственности. Однако в любом случае административный арест не может применяться к следующим категориям лиц:
- беременные;
- женщины, имеющие малолетних детей (до 14 лет);
- несовершеннолетние;
- инвалиды 1 и 2 групп;
- военнослужащие и призывники на военные сборы;
- действующие сотрудники СК, МВД, ФСИН, Нацгвардии, ГПС МЧС и ФТС рядового, сержантского и офицерского состава.
Если человек совершил два и более нарушения, за которые суд назначил ему административный арест, сроки не суммируются, не замещают друг друга, а считаются параллельно:
- Если несколько дел (правонарушений) рассмотрены судом одновременно, и по каждому назначен арест, то начало каждого срока – дата вынесения судебного решения или дата задержания. Здесь в любом случае наказание не будет отбываться более 15 или 30 суток.
- Если арест назначен в период отбывания ареста по другому делу, то арест завершится по истечении нового срока. Например, по одному делу назначили 10 суток, а в период отбывания 10 суток назначили еще один арест на 10 суток. В этом случае арестованного освободят, как только истечет срок ареста по второму делу. В результате фактически сидеть можно гораздо больший срок, чем 15 или 30 суток. Общий фактический срок будет исчисляться от момента задержания или первого ареста до момента истечения срока последнего ареста.
Отличия ареста, доставления и задержания
В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.
Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола. Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно.
По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении. После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления. По факту задержания составляется протокол.
Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст. 27.2 КоАП. Для граждан, которые были задержаны в состоянии опьянения, 3-часовой срок считается с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента доставления.
На срок до 48 часов также могут быть задержаны граждане, совершившие правонарушение, предусматривающее административный арест. На аналогичный срок могут быть задержаны нарушители госграницы и миграционного законодательства, если необходимо установление их личности и (или) выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения.
В отличие от административного задержания арест – это наказание, связанное с лишением свободы, а не мера принуждения (доставление) и ограничения свободы (задержание). Доставление и задержание возможны и в тех случаях, когда арест санкцией соответствующий статьи не предусмотрен. Применимы они и к тем лицам, к кому не может применяться административный арест.
Прекращение и приостановление ареста
Общее правило – арест прекращается и арестованный освобождается после отбытия срока наказания.
Арест может быть прекращен досрочно, если:
- болезнь, травма, увечье или в целом состояние здоровья арестованного препятствуют дальнейшему отбыванию наказания;
- умер близкий родственник или близкий человек арестованного;
- арестованный умер;
- в результате ЧС (стихийное бедствие, пожар и др.) арестованному или его семье причинен значительный материальный ущерб.
Если причина может быть устранена относительно быстро (в течение 7 суток), то вместо прекращения наказания арест может быть приостановлен на время. Решение в любом случае принимает суд, вынесший решение об аресте, на основании письменного заявления арестованного. Досрочно освободившемуся лицу выдается справка.
Решение о приостановлении ареста не освобождает от дальнейшего исполнения наказания, срок приостановления в срок ареста не засчитывается. После того, как срок приостановления истек, арестованный обязан самостоятельно явиться к месту отбывания наказания. Если он этого не сделает, то подлежит задержанию и принудительному доставлению.
Такая же процедура ждет тех, кто уклоняется от исполнения наказания, в том числе не явился в суд на рассмотрение административного дела и, следовательно, был арестован заочно.