143 ук рф

1. Потерпевшим может являться только наемный работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), где были нарушены требования охраны труда. Причинение вреда здоровью иным лицам вследствие нарушения требований охраны труда должно квалифицироваться по ст. 109, 118 или 293 УК.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме действия или бездействия, образующим нарушение действующих требований охраны труда, в том числе правил промышленной санитарии и гигиены, специальных правил безопасности относительно несовершеннолетних, беременных и т.д.

Ответственность по ст. 143 УК наступает также в случае бездействия руководителя организации, работодателя — индивидуального предпринимателя по созданию в установленных законом случаях службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда или назначению уполномоченного в области охраны труда работника либо бездействия в разработке соответствующих инструкций или обеспечения надлежащего контроля за исполнением правил техники безопасности, иных правил охраны труда.

Согласно примечанию требования охраны труда представляют собой государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Уголовный закон умалчивает о требованиях охраны труда, установленных локальными нормативными актами, однако ст. 209 Трудового кодекса РФ относит локальные акты к числу источников требований охраны труда.

Таким образом, через действие ст. 209 Трудового кодекса РФ нарушение этих требований также является уголовно наказуемым.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Умышленное нарушение соответствующих требований следует квалифицировать по статьям гл. 16 УК, предусматривающим ответственность за совершение умышленного преступления против жизни и здоровья.

5. Субъект специальный: работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), на которого в установленном порядке были возложены обязанности по соблюдению соответствующих требований, руководитель организации либо работодатель — физическое лицо.

Действия иных лиц, нарушивших соответствующие требования, в случае наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо гибели потерпевшего следует квалифицирован по ст. 109, 118 УК.

Второй комментарий к Ст. 143 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является конституционное право граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 анализируемой статьи, заключается в действии (бездействии) — нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если указанные действия (бездействия) повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека, и причинной связи между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

Для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо установить, какие конкретные правила по технике безопасности или иные правила охраны труда были нарушены.

В соответствии с Примечанием к ст. 143 УК под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Правила по технике безопасности, а также иные правила охраны труда устанавливаются Трудовым кодексом РФ, а также правительством, министерствами и ведомствами (как самостоятельно, так и по согласованию с профсоюзами).

Для квалификации деяния по ч. 1 (или ч.2) требуется фактическое наступление указанных в них последствий.

При рассмотрении дела как по ч. 1, так и по ч. 2 ст.

143 УК РФ суд обязан тщательно и всесторонне исследовать наличие причинной связи между названными нарушениями правил охраны труда и наступившими вредными последствиями (см.: Постановление Пленума Верховного Cуда РФ от 23 апреля 1991 г. № 1 «О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» с послед. изм.).

3. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, являются лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 143 УК, характеризуется неосторожным отношением виновного (неосторожной виной как в форме легкомыслия, так и в форме небрежности) к наступлению вредных последствий нарушения правил охраны труда.

5. В ч. 2 ст. 143 УК установлена ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека.

6. Часть 3 устанавливает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 или ч. 2 настоящей статьи повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Охрана труда: что входит в систему

В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.

В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).

Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.

Сервис «Маркировка» от Эвотора решает все вопросы по продаже маркированных товаров. Простая регистрация в «Честном знаке», подключение к ЭДО и оформление ЭЦП — всё внутри приложения.

Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ

Ответственность по ст. 143 УК РФ касается трёх разных ситуаций.

  1. Когда нарушение в рамках действующего законодательства и других правил совершило лицо, обязанное, согласно кадровой инструкции, следить за их соблюдением. Важно, что уголовная ответственность наступает тогда, когда по неосторожности был причинён тяжкий вред здоровью работника.

Штрафы или иные наказания, предусмотренные в этом случае, составят:

  • 400 000 рублей. Другой вариант — эквивалент зарплаты (могут вычесть и из других доходов) на период до 18 месяцев.
  • От 180 до 240 часов обязательных работ. Наказание может быть заменено на 24 месяца исправительных работ или же до 12 месяцев принудительных — по решению суда.
  • Тюремное заключение на сроки, аналогичные тем, что указаны в предыдущих пунктах. При этом наказание сопровождается запретом занимать ту или иную должность, а иногда и заниматься определённым видом деятельности на неопределённый срок или же до 12 месяцев.
  1. Когда грубое нарушение правил охраны труда стало причиной смерти человека (работника). В таком случае наказание может представлять собой принудительные работы (срок — до четырёх лет) или тюремный срок на тот же период. При этом параллельно для усиления наказания могут быть применены запреты на занятие должности или определённую деятельность.
  2. Когда имели место действия, описанные в первой части вышеназванной статьи УК РФ, которые привели к гибели двух и более человек. Главная особенность — действия по неосторожности. При этом наказание может быть таким:
  • Срок до пяти лет (лишение свободы) с одновременным запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Усиливающую меру применяют не всегда.
  • Назначение принудительных работ на срок до пяти лет.

«УТМ-Плюс» — сервис от Эвотора, который помогает торговать крепким алкоголем и пивом без ошибок и штрафов. Полный контроль поставок, продаж и остатков, автозаполнение алкодеклараций, даже ограничение времени продажи алкоголя на точках.

Нарушения в сфере охраны труда, которые подпадают под административную ответственность

Административная ответственность , следующая за нарушениями в этой сфере, описана в статьях 5.27 и 5.27.1 КоАП Российской Федерации. Нарушением принято считать любое отклонение от норм и правил, установленных как ТК (Трудовым кодексом), так и другими документами (нормативными, правовыми и другими). Также информация об охране труда есть и в федеральных законах.

Размер штрафа по охране труда устанавливает контролирующий орган.

Так, все те нарушения, которые описаны в ст. 5.27.1 КоАП РФ, станут причиной предупреждения (по выбору проверяющего органа) или штрафа (зависит от ряда причин):

  • 1000–5000 рублей могут назначить должностному лицу, нарушившему правила трудового законодательства;
  • столько же по сумме взыщут и с тех, кто ведёт предпринимательскую деятельность без оформления юрлица;
  • 30 000 – 50 000 заплатит ООО (юрлицо).

В тех случаях, когда к работе по факту допустили лиц, которые не имели никаких полномочий для её выполнения, а также тогда, когда работодатель (его представитель) не признаёт трудовые отношения, возникшие между ним и исполнителем работы, денежное взыскание может быть таким:

  • обычные физлица заплатят 3000–5000 рублей;
  • ответственное должностное лицо — 10 000 – 20 000 рублей.

Административная ответственность обязательно наступит и тогда, когда работодатель уклонился от заключения договора, регулирующего его трудовые отношения с работником — сюда же входит ненадлежащее оформление трудового договора. В такой ситуации штраф будет выписан:

  • должностному лицу — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • лицу, которое ведёт предпринимательскую деятельность без образования ООО (другого юрлица) — от 5000 до 10 000 рублей;
  • юрлицо же в случае фиксации подобного нарушения трудового законодательства получит штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

В случае повторной фиксации нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному наказанию, штраф будет таким:

  • от 1000 до 5000 рублей для должностного лица и столько же для лица, ведущего предпринимательскую деятельность без образования юрлица (ИП);
  • 30 000 – 50 000 рублей должно будет заплатить в качестве административного наказания юрлицо.

Административные правонарушения, которые прописаны в ч. 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, повлекут за собой такие денежные взыскания или другие виды наказаний (в зависимости от того, кто будет признан виновником нарушений):

  • физлицо заплатит 5000 рублей;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от года до трёх лет;
  • лица, которые осуществляли деятельность без образования юрлица, заплатят 30 000 – 40 000 рублей;
  • 100 000 – 200 000 рублей заплатит за нарушение само юрлицо.

Целый ряд нарушений госнормативов по охране труда и штрафы по ним описаны в статье 5.27.1 КоАП РФ.

  1. Нарушения в ч. 2–4 данной статьи предусматривают разные суммы штрафов — от 2000 до 5000 рублей для должностных лиц-нарушителей и предпринимателей, которые работают без образования юрлица, а также от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
  2. После фиксации нарушений в оценке условий труда на рабочих местах (обусловлено установленным в РФ порядком) может последовать предупреждение или же штраф в сумме от 5000 до 10 000 рублей для должностного лица или предпринимателя, который работает без образования юрлица, а также от 60 000 до 80 000 рублей для юридического лица.
  3. Штрафы за допуск работника (или нескольких) к работе без обучения (проверки знаний в сфере охраны труда), при отсутствии медосмотров (как при поступлении на работу, так и регулярных), психиатрического освидетельствования (при необходимости) составят:
  • от 15 000 до 25 000 рублей для должностного лица, допустившего подобное нарушение, а также для предпринимателя, работающего без образования юрлица;
  • 110 000 – 130 000 рублей для юрлица.

Важно: штрафы по пункту 3 суммируются за каждого работника, который допущен к исполнению трудовых задач с нарушениями.

Предусмотрены штрафные санкции и в том случае, когда работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты. В этом случае должностное лицо, ответственное за выполнение задачи, заплатит от 20 000 до 30 000 рублей. Штраф за необеспечение работников СИЗ с лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юрлица, такой же, а вот само юрлицо в случае фиксации подобного нарушения заплатит намного больше — от 130 000 до 150 000 рублей.

При повторном нарушении (ч. 1–4 статьи 5.27.1 КоАП РФ) с нарушителей взыщут штрафы в суммах:

  • 30 000 – 40 000 рублей — с должностного лица или лица, которое ведёт предпринимательскую деятельность без образования юрлица. При этом в первом случае денежное взыскание будет сопровождаться дисквалификацией на срок от года до трёх лет, а во втором — приостановкой трудовой деятельности на срок до 90 суток.
  • 100 000 – 200 000 рублей — с юрлиц. А в качестве усиления наказания — приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Особняком стоят нарушения, связанные с невыполнением в указанный срок предписаний, постановлений, решений проверяющих органов или должностных лиц, которые проводят проверку и госнадзор в сфере охраны труда. Всё это описано в ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф за нарушение требований охраны труда в этом случае составит:

  • 30 000 – 50 000 рублей для двух категорий нарушителей — должностных лиц и лиц, которые работают в качестве предпринимателей без оформления юрлица. При этом первая категория получит в качестве усиления наказания дисквалификацию от года до трёх лет;
  • 100 000 – 200 000 рублей для юрлиц.

Подытожим

Охрана труда — важная сфера в любом производстве, на любом предприятии. Её правила прописаны на законодательном уровне и требуют неукоснительного соблюдения в полной точности. Органы надзора и контроля за выполнением правил — это в первую очередь трудовая инспекция (ч.

1 ст. 353 ТК РФ), а также Ростехнадзор, Роспотребнадзор и прокуратура РФ. Не допустить административной или уголовной ответственности легко — для этого нужно соблюдать все предписания и вовремя сверяться с изменениями в законодательстве.

Содержимое документа

Первым пунктом документа разъясняется, что ст. 143, 216, 217 УК РФ предусматривают ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов путем неисполнения или ненадлежащего исполнения законных обязанностей, которое повлекло наступление предусмотренных данными статьями последствий.

В п. 2 указано, что суды обязаны конкретизировать термин «охрана труда» в своих судебных решениях по уголовному делу в рамках ст. 143 УК, указывая соответствующие пункты нормативных правовых актов, перечисленных в примечании к данной статье.

Судебные документы также могут дополнительно содержать ссылки на локальные нормативные акты, регулирующие соответствующие трудовые правоотношения.

В свою очередь, п. 3 уточняет, что к числу потерпевших в рамках ст. 143 УК относятся не только работники по трудовому договору, но и лица, с которыми он не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, если они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.

Кроме того, потерпевшими также могут быть иные лица, указанные в ст. 227 ТК РФ, например получающие образование по ученическому договору.

Следующий пункт документа уточняет, кто может нести уголовную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 143 УК РФ.

Это работники организации, в которой произошел несчастный случай, работники иной организации или специалисты в области охраны труда, привлекаемые по гражданско-правовому договору, обязанные обеспечивать соблюдение требований охраны труда другими лицами.

Руководители организаций, их замы, главные инженеры и другие главные специалисты несут ответственность по указанной статье за непринятие мер к устранению заведомо известного им нарушения требований охраны труда или дачу указания, противоречащего этим требованиям. Кроме того, они несут уголовную ответственность и за возложение обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда на лиц, не имеющих соответствующей спецподготовки, либо необеспечение соблюдения требований при личном непосредственном руководстве отдельными видами работ.

Исходя из п. 5 при разрешении вопроса об отнесении определенного производства к опасным производственным объектам по уголовному делу по ст. 217 УК РФ суды должны руководствоваться Законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В п. 6 Пленум обращает внимание судов на то, что при рассмотрении уголовных дел по составам преступлений по ст. 143, 216, 217 УК РФ устанавливается и доказывается не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями, что должно отражаться в судебном решении.

При этом суды должны ссылаться не только на сами нормативные правовые акты, но и на их конкретные нормы, а также указывать, в чем непосредственно выразились допущенные нарушения.

Также суд, согласно проекту разъяснений Пленума, должен определить роль пострадавшего в происшествии. Если несчастный случай на производстве произошел только из-за небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен при наличии оснований оправдать подсудимого. Если же вредные последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, который признан виновным в нарушении специальных правил, так и небрежности потерпевшего, при назначении наказания подсудимому суд учитывает поведение потерпевшего.

В п. 7 разъяснен порядок привлечения к ответственности двух или более лиц, подпадающих под понятие субъектов преступлений в рамках ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Отмечено, что каждый из них несет уголовную ответственность, если допущенные ими нарушения находились в причинной связи с наступившими негативными последствиями.

Как следует из п. 8 документа, для отграничения преступлений, предусмотренных вышеуказанными статьями, необходимо определить вид работ, при производстве которых были нарушены специальные правила. Если нарушение было допущено при производстве строительных или иных работ, а равно работ на опасных производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков преступлений должно квалифицироваться по ст.

216 или 217 УК РФ. При этом потерпевшим от таких преступлений может являться любое лицо, которому причинен имущественный или физический вред. А из содержания п.

9 следует, что ответственность по данным двум статьям УК могут нести как работники организации, в которой произошел несчастный случай, так и другие лица, чья постоянная или временная деятельность связана с выполнением строительных или иных работ либо с опасным производством, обязанные соблюдать соответствующие правила и требования.

В п. 10 указано, что если несчастный случай произошел в ходе работ с использованием специальных самоходных машин из-за допущенных шофером нарушений специальных правил, а не в результате нарушения им ПДД или правил эксплуатации транспорта, то деяние также квалифицируется по ст. 216 или 217 УК РФ.

В свою очередь, как следует из п. 11, нарушение специальных правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, квалифицируется как одно преступление, предусмотренное ч. 1 ст.

143 УК РФ, ч. 1 ст. 216 или ч.

1 ст. 217 УК РФ. Если же вследствие нарушения одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями этих статей, все эти последствия указываются в судебном решении.

При этом содеянное квалифицируется только по той части статьи Кодекса, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия.

В п. 12 отмечено, что если несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало услуги по гражданско-правовому договору, то в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 143, 216 или 217 УК РФ.

Из предложенных в п. 13 разъяснений Пленума следует, что по уголовным делам о нарушениях специальных правил наряду с другими доказательствами могут исследоваться материалы расследования несчастного случая, а также документация, подготовленная госинспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов. При этом госинспекторы труда, иные должностные лица не могут привлекаться в качестве экспертов или специалистов по делу, если в рамках него они проводили расследование обстоятельств несчастного случая; в указанном случае их можно допросить только в качестве свидетелей.

При необходимости может быть назначена судебная экспертиза.

Стоит отметить, что в проекте предложена альтернативная редакция п. 13, согласно которой, при необходимости, госинспекторы труда и иные должностные лица могут быть привлечены в качестве специалистов или допрошены в качестве свидетелей.

В п. 14 документа перечислены обстоятельства, которые должны учитывать суды при назначении наказания виновным лицам. В частности, судам необходимо учитывать характер и степень общественной опасности этих преступлений и допущенных нарушений, наступившие последствия и другие обстоятельства, указанные в ст.

60 УК РФ. В зависимости от указанных факторов также может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Из п. 15 следует, что суды также должны обращать особое внимание на необходимость установления причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также на способствующие этому условия и принимать предусмотренные законом меры к их устранению. Указано, что в частных постановлениях (определениях) суды должны не констатировать обстоятельства совершенного преступления, а обязаны излагать конкретные нарушения требований охраны труда и правил безопасности работ в конкретной организации, ставшие причиной гибели людей, производственных травм или заболеваний.Кроме того, в п.

16 дана рекомендация судам периодически обобщать практику рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории.

По итогам рассмотрения документа Пленум Верховного Суда принял решение о формировании редакционной комиссии и направлении его на доработку.

Adblock
detector